Ahuitzotl

Материал из ВикиФур
фотография из Дэнверского музея.
Ауицотль над императором Ауицотлем в кодексе Мендоса. На шипах ракушки, см. рис.

Ауицотль (класс. науатль āhuitzotl [aːˈwit͡sot͡ɬ], англ. Ahuizotl [æwiˈzoʊtəl]) — мифическое существо-криптид, вероятно млекопитающее, из мифологии ацтеков. По легендам обитало в озере Тескоко, вылезая на сушу для охоты. Имя значит шипастое водное существо фактически водяная собака.

Ауицотль упоминается в XI томе флорентийского кодекса, вместе с реальными животными и растениямм Мексики. А не в книге, посвященной мифам. В кодексе Мендоса описан император Ауицотль рядом с которым это существо (очевидно для указание имени, как картуш). Это небольшой фрагмент на большой странице, поэтому форма тела довольно относительна. Существуют и другие рисунки с императором и зверем сверху. А также есть статуи, хотя они напоминают собак (и никаких игл).

По описанию он похож на выдру или собаку. У него чёрная гладкая шерсть. Развитые как у енота или обезьяны передние лапы. На хвосте же ещё нечто похожее на развитую лапу. Обитает на дне водоёмов и в затопленных пещерах. Охотится хватая лапой на хвосте и утаскивая под воду. И это не описание речной выдры — в кодексе она присутствует отдельно под именем аицкуинтли (aitzcuintli) — в классическом науатле, аицкуинтли это выдра (хотя выдру тоже могут звать ауицотлем), а сейчас в центральном науатле, аицкуинтли это бобёр. Более того, то что это описывается не выдра видно хотя-бы по описанию руки на хвосте.

У северо-американских индейцев района Великих озёр есть подобные мифы про подводную пантеру — на языке оджибве Мичибизжиу (Mishibijiw [mɪʃʃɪbɪʑɪw]). А в Чили, Перу и Боливии известна подводная змееподобная лисица — Нгурувилу (Nguruvilu от мапуче ngürü).

Произношение[править]

Имя состоит из слов ātl (вода) +‎ huitzōtl (дикобраз). Суффикс <-tl> первого слова конечно пропадает при создании слов. Слово — атль довольно популярно в ацтекских языках, и попало во множество языков, обычно сначало попав в испанский, — томатль (пухлая вода/набухающий плод), шоколатль (горькая вода) он же чоколатль (вспененная вода). Аксолотль — ашолотль [aːˈʃoːloːtɬ] — ātl (вода) + xōlōtl (слуга, скользкий).

Имя можно произносить и как Авицотль, так как согласная [w] звучит как нечто среднее между У и В. Произнозносить же как Ахуитцотль — неправильно так как буква h не передаёт звук Х или подобный — в языке нет такого звука (есть гортанная смычка идущая под буквой <H>), а в данном случае буквы <hu> указывают [w]. Несколько неправильно и Ауисотль и Ауитсотль, так как науатле <tz> это звук <Ц> (хотя может слышатся русская <С> из-за приглушения <t>. Мягкий знак желателен, так как это аффриката с (всегда) мягкой ɬ (что в валлийском и чукотском — поэтому в чукотском и нет <Ь>, ведь <Л> и так мягкая), распространённый в индейских и северных языках (валлийский известное исключение в наших индоевропейских языках, таких как русский, английский, санскрит).

Английское произношения и написание — Ahuizotl [æwiˈzoʊtəl] (a-wee-ZOH-tuhl).

В культуре[править]

В сериале My Little Pony: Friendship is Magic его считают персонажем приключенческих книг Деринг Ду, но он вполне настоящее существо как и Дискорд или речной змей. Он присутствует и в коллекционное карточной игре My Little Pony Collectible Card Game, как редкая карта (два издания, с разными скриншотами) из набора Абсолютный Дискорд. Почему-то Hasbro навесило торговую марку на его имя — Ahuizotl™.

В ролевой игре Dungeons & Dragons третьей редакции, ауицотль представлен в третьей книге Fiend Folio (2003), автор James Jacobs. Нефициально есть он и в пятой редакции D&D. В Pathfinder он представлен официально в книге Pathfinder Bestiary 2 в 2020 году. Также есть в Forgotten Realms (статистика 2 и 3 редакции, рисунок из Fiend Folio 3).

В мультсериале The Secret Saturdays он появился в эпизоде The Thousand Eyes of Ahuizotl (ноябрь 2009). Где выглядит как гуманоид очень похожий на типичного волка-оборотня, но с невыразимо длинным хвостом (как у Марсупилами).

В тридцати двух страничном веб-комиксе Урсулы Вернон «Irrational Fears», где автор в виде чупакабры, ауицотль появляется на первых страницах. Он использует зубы как деньги, так как это редкая вещь.

Видеоигры[править]

Возможно покемон-мартышка Айпом с лапой на хвосте имеет отссылку на ауицотля.

В видеоигре The Ocean Hunter (вышла в 1998 году только на аркадом автомате от Sega), ауицотль обяснён рационально. Живущий в озере Тескоко, четвёртый босс под таким именем это плезиозавр вида эласмозавр

Галерея[править]

Ссылки[править]