Мультяшка

Материал из ВикиФур
(перенаправлено с «Toons»)
Персонажи «Animaniacs» и несколько из «Tiny Toons».
Персонажи «Looney Tunes» в классическом стиле.

Мультяшка, или тун (англ. toon), cartoon — персонаж мультфильма или комикса со стилизованной внешностью. Мультяшки обычно обладают привлекательной внешностью независимо от того, какую роль занимают — героя или злодея[1]. Характерный для мультяшек антропоморфизм делает тунов-животных предметом особого внимания у фуррей.

Какие персонажи считаются мультяшками[править]

Туны, будь они анимированными или статичными, отличаются простой и стилизованной прорисовкой. В зависимости от точки зрения на тунов, к ним могут причисляться разные персонажи. Иногда мультяшками называют любых анимированных персонажей[2], в том числе в серьёзном жанре и в реалистичной, хотя экспрессивной отрисовке. Иногда тунами называют только прямоходящих[3] или, наоборот, зооморфных персонажей[4]. Тем не менее, обычно термин «мультяшка» резервируется за комическими, неубиваемыми персонажами, следующими традициям Золотого века американской анимации.

Например, так описан мир ролевой игры «Toon» 1984 года:

"

Сюжеты игры Toon происходят в безумном мире картунов. Здесь возможно всё. Законы физики начинают работать только когда обращаешь на них внимание. Мыши, кролики, утки и лоси разговаривают на правильном английском. Персонажи проводят время за попытками друг друга обмануть, взорвать, съесть и причинить прочие разрушения. Но никто не умирает! А с Toon’ом и вы можете присоединиться к веселью.

"

К мультяшкам также относят персонажей, которые нарисованы как классические туны, но не знают о своей неубиваемости[1]. Они тоже могут падать с большой высоты, видеть птичек после удара по голове и делать большие глаза при виде неожиданности, но такие персонажи не подозревают о своей мультяшности. Иногда достаточно характерной стилизованной отрисовки, возникшей в жанре забавных животных, чтобы считать персонажа мультяшкой. Чем меньше этих элементов в произведении, чем более реалистичен мир и отрисовка — тем менее мультяшным оно воспринимается.[5]

Вне фурри-сообщества слово «тун» не обязательно означает персонажа-животное — это могут быть люди, растения, предметы, даже явления. В англоязычном сообществе для обозначения именно животных-мультяшек используют термины «funny animal» и «cartoon animal». Русское слово «мультяшка» применяется в основном к персонажам из анимации (мультиков) и лишь редко — к комиксовым героям.

Распространённые черты мультяшек[править]

  • Антропоморфизм
  • Четыре пальца на руке и ноге (у зооморфных мультяшек три пальца на лапе)
  • Несбалансированные или непропорциональные части тела.

История[править]

См. также: История американской анимации.

Cartoon[править]

Микки Маус — один из ранних анимированных картунов.

Слово «cartoon» заимствовано из итальянского, где означало картон (плотный бумажный материал). Картон применялся для создания «моделло» — рисунков-образцов для архитектурных фресок, витражей и гобеленов. Если моделло для гобеленов были цветные, то для архитектуры требовались однотонные моделло с выпуклыми точками по контурам. Покрытый сажей моделло прикладывался к участку стены и оставлял чёрные отметины, по которым лепилась итоговая фреска.

В XIX веке слово «cartoon» стало применяться к газетным стрипам — коротким комиксам в две-три панели на страницах газет. Первое употребление зафиксировано в журнале «Панч» в 1843. Ранние рисованные мультфильмы были выполнены в похожем простом стиле, поэтому их тоже стали называть картунами. Поскольку газетные комиксы обычно были юмористическими[6], эта черта распространилась и на мультипликационных картунов.

Слово «картун» стало обозначать как стиль, так и тип произведения, и персонажа.

Funny animal — забавные животные[править]

Кот Гарфилд, первое появление.

Значительная часть как газетных, так и анимационных картунов были животными (а не, к примеру, людьми, предметами или растениями). Часто единственными персонажами в произведении были именно картуны-животные. Этот поджанр стали называть «funny animal cartoon», то есть картуны про забавных животных. Сообщество поклонников забавных (или мультяшных) животных считается одним из столпов возникновения фурри на Западе. Забавных животных могут считать разновидностью фурри, синонимом или отдельным феноменом.[7]

Одними из первых мультяшек были персонажи газетного комикса «Krazy Kat», который появился 28 октября 1913 года. Его главные герои — кот Krazy Kat и мышь Ignatz Mouse.

Туны[править]

Сокращённая форма «тун» (toon) возникла в 80-х[8] и вошла в обиход с выходом фильма «Кто подставил кролика Роджера» в 1988 году. Успех этого фильма вывел американскую анимацию из кризиса и вернул к жизни мультяшный жанр. В 1990 году вышел мультсериал Стивена Спилберга «Приключения мультяшек», или Tiny Toon Adventures. В 1993 — диснеевский мультсериал «Чокнутый». Все эти произведения ставят мультяшек как отдельный вид существ, чьё комичное поведение является профессией-призванием. Так как в СНГ эти персонажи появились сразу в мультфильмах, без газетных комиксов, то слово «тун» перевели как «мультяшка» или «мультик».

Русскоязычные поклонники тунов[править]

Основная статья: Тунстер

Для многих в СНГ увлечение антропоморфными животными началось с «Часа Диснея», куда вошли такие сериалы как «Утиные истории», «Чёрный Плащ» и «Чудеса на виражах», и с полнометражных мультфильмов о животных, таких как «Король Лев», «Балто» и «Все псы попадают в рай». Хотя этот интерес стал основой для развития русскоязычного фурри-сообщества[9], эти два увлечения не всегда считают одним и тем же.[7]

Примеры персонажей[править]

Looney Tunes:

Tiny Toons:

Другие:

Галерея[править]

См. также[править]

Примечания[править]

Ссылки[править]

Связанные страницы в других ВикиФурах:
  • Funny animal (англ.) — забавные животные.
Admin-bluepaw.png