Сэтх

Материал из ВикиФур
(перенаправлено с «Sutekh»)
Статуя Сета.
У этого термина есть и другое значение: Seth Iova — фуррь, также известый как Leosaeta.

Сэтх, также Сетх, Сутэх, Сэт или Сет — древнеегипетский бог смерти, войны, пустынь, гроз, хаоса и беспорядка. Покровитель чужих стран и иностранцев (не египтян). Часто изображался с красными глазами, красными волосами или красным лицом, что в зависимости от контекста могло означать как триумф, так и насилие[1]. Сета также называют богом зла, но это не верно, так как зло олицетворял змей Апоп, а Сэтх был просто жесток.

Имя[править]

Имя Сэтха в иероглифах.

Точное значение имени Сета неизвестно. Две самые вероятные версии: «Слепящий Светом» или «Столп Постоянства». Первая версия связывает Сета с пустынями, вторая — с правителем. По употреблению иероглифов, составляющих его имя, и записи его на копском («Сэт») археологи предположили оригинальное звучание имени: *Sūtaḫ (близко к «Сутах»). Окончание -ах означало «великий, царственный» и употреблялось только в именах Сета и Ра. Вероятно, впоследствии оно было опущено, когда культ Сета потерял силу. Так как гласные в древнеегипетской письменности не обозначались, то в современной записи древнеегипетского латиницей имя выглядит так: Stẖ.

Похожие имена[править]

Имя «Сутах» считается возможной основой еврейского «Сатана» и арабского «Шайтан».[2]

Некоторые люди носят имя Сэт (в английском — Seth или Set). Например, таково имя создателя «Гриффинов» — Сэта Макфарлейнаi. Также Сэт (Seth, Шэт) — это сын Адама и Евы, из библейских историй, в православии известен как Сиф. В Коране этот персонаж имеет имя Шит или Шис (в английском записывается Shith или Shiyth). В Индии Seth — это фамилия. Также есть похожая индийская фамилия Sheth. Возможно, индийская фамилия основана на исламском пророке Шите, который похоронен в Индии.

История[править]

Сэтх и Гор.

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом-покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). Сет и Ра изображались на равных поддерживающими Око Ра (солнечный диск), то есть власть фараона. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт. В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Поклонение Сэтху было особо распространено в Верхнем Египте, поэтому Сэтх считался также его покровителем. В Нижнем Египте культ Гора был более распространён. Из-за борьбы политических партий Сэтх стал противопоставляться Гору. Жители Верхнего Египта активно возражали против объединения с Нижним Египтом. Когда объединение всё-таки произошло и новый правитель Нармер принял поклонение Гора (включив его имя в свой титул), образ Сэтха стал приобретать негативные черты. Образ Сета-врага окончательно оформился, когда Египет стал страдать от нападений других народов, так как покровитель пустынь также отвечал и за чужестранцев. Сета стали изображать в облике гиппопотама и крокодила — животных, которых в Египте традиционно опасались. Только в некоторых коммунах продолжали поклоняться Сэтху как героическому богу-властителю.

Животное Сэтха[править]

Ша, на основе иллюстрации E.A. Wallis Budge (1934) в «The Gods of the Egyptians».
Ша в иероглифах.
Основная статья: Ша

Сэтх изображался с головой животного, которое называют «ша». Пока не удалось установить, какому из известных видов оно соответствует. У ша поджарое собачье сложение, длинная узкая морда, загнутая вниз, длинные торчащие уши прямоугольной или треугольной формы (широкие на концах). В зооморфных изображениях у ша прямой хвост, заканчивающийся кисточкой или вилкой. Ша изображали чёрного цвета, но также иногда красной. Ша называют одним из первых химерических животных в человеческой культуре.

Ша появляется в египетском искусстве ещё с додинастичской эры. Её голова украшала церемониальные скипетры того времени. Для обозначения этого животного существовало три разных иероглифа, один из которых изображал непосредственно Сэтха, а остальные также могли означать его. Все три иероглифа использовались в словах, имеющих отношение к хаосу: буря, насилие, волнения…[3][4]

В 1960-х, затем 1990-х и 2000-х с юга Египта начали поступать сообщения о нападениях странного животного, которого назвали салавой. Свидетельства очевидцев и фотографии убитых особей описывали элегантного чёрного волчьего и заставили предположить, что этот неизвестный вид мог быть животным Сета. Исследование 2009 года показало, что это могла быть лиса фенек. Если так, то возможно, что ша является стилизованным гибридом водящегося в пустынях фенека и живущей южнее, однако более опасной гиеновидной собаки.

Мифы[править]

  • Спас Ра от Апопа, пронзив змея гарпуном.
  • Убил своего брата Осириса
  • Плюнул в глаз Гору, приняв облик свиньи.
  • Восемьдесят лет дрался с Гором, сыном Осириса.

В культуре[править]

Основная статья: Сэтх в популярной культуре
Сет в «Тутенштейне».

Образ врага[править]

Многие произведения следуют поздним запечатлениям Сета и помещают его на роль могущественного врага.

  • Мультсериал «Тутенштейн»: В мультсериале про мумию в нашем времени был неоднакратно показан Сэтх.
  • Аниме «Hellsing» — Сет демон.
  • Мультсериал «Приключения Папируса» — Сет главный антагонист.
  • Видеоигра «Phantasy Star IV» — Сетх (Seth) присоединяется к партии, когда они прибывают на остров к востоку от Krup на Motavia, который утверждал, что он археолог. Когда участник достигает храма, он превращается обратно в демоническую форму и нападает на участников.
  • Видеоигра «Egypt 3: The Egyptian Prophecy» — в игре Сэтх бог, который мешает игроку.

В мультсериале «Mummies Alive!» Сет показывается комическим антагонистом, одним из стаи Анубиса.

Сет по версии Marvel Comics.

Змеиный образ[править]

Змеиный образ Сета впервые появился в рассказах о Конане-варваре. Другие произведения про Конана, такие как мультсериал «Conan the Adventurer» и серия комиксов Marvel, раскрывают образ Сета как змеиного бога.

Puzzlepiece32.png Это заготовка раздела [править].

Равное божество[править]

В «Звёздных вратах SG-1».

В некоторых произведениях Сет не выделяется негативностью среди других древнеегипетских богов.

Примеры:

  • Видеоигра «Age of Empires: Mythologies» — Сет (Set) является одним из трех главных богов, которые могут быть поклонялись египетских игроков.
  • Видеоигра «Age of Mythology» — Сет (Set) является одним из трех основных богов египтян.
  • Сериал «Звёздные врага SG-1»: Сет такой же злодей, как и остальные древнеегипетские боги-инопланетяне. В третьем сезоне ему посвящёна вторая серия. Сэтх в образе человека организовал храм имени себя.

Расы и персонажи[править]

Слуга Сэта в Samurai Jack.jpg Слуга Сэта в мультсериале «Samurai Jack»
В эпизоде «Jack in Egypt» Аку освобождает слуг Сета, чтобы они убили самурая Джека. Трое слуг, выглядящие как чёрные тени в золотых масках, сражаются с Джеком. Они легко восстанавливают повреждения. Они сильнее всех его предыдущих соперников. Чтобы победить их, самурай собирал металлического скарабея (как в мультфильме «Аладдин», только из трёх частей). После этого с неба спустился бог-птица, который уничтожил слуг Сэта.
Puzzlepiece32.png Это незавершённый список персонажей. Вы поможете проекту, дополнив его и добавив описания и портреты.

Храм Сета[править]

В 1975 году Майкл Акино уйдя из «Церкви Сатаны» из-за идеологических разногласий с положениями сатанинской философии, основал Храм Сета (англ. Temple of Set). Организация зарегистрирована в Калифорнии (США), но принимает членов и из других континентов. Новопоступившие проходят испытательный срок в два года. Члены храма платят членские взносы. Храм так же спонсирует ордены, в частности орден Гора, орден Вельзевула, орден вампиров и другие. Официальный сайт — Xeper.org

Галерея[править]

[5]

Примечания[править]

  1. Символизм цветов в Древнем Египте (англ.)
  2. Introducción a Set
  3. Иероглифы на AncientEgyptOnline.co.uk: E; млекопитающие (E20, E21), C; антропоморфные боги (C7).
  4. Betrò, 1995. Hieroglyphics: The Writings of Ancient Egypt, Section: «Seth», variant «The mythic animal Seth», p. 75.
  5. Папирус с Сэтхом и Хором.

Ссылки[править]