Платформер

Материал из ВикиФур
Sonic the Hedgehog 2: нужно быть осторожным, чтобы не наткнуться на шипы.

Платформер, также ходилка, аркада — жанр видеоигр, где главным элементом являются прыжки по платформам. Платформы могут быть выступами скалы, конвейерами на заводе, летающими островками или просто абстрактными плоскостями в воздухе. От игрока требуется ловкость в управлении прыжками и перемещением персонажа. Целью может быть добраться до конца уровня, собрать все предметы, найти секрет или убежать от опасности невредимым.

До распространения трёхмерной графики платформеры были одним из основных жанров и до сих пор остаются среди самых используемых. К платформерам относятся такие игры как «Sonic the Hedgehog», «Crash Bandicoot», «Banjo-Kazooie» и многие другие популярные в фурри-фэндоме.

Отличия от других жанров[править]

Существует много жанров видеоигр, с которыми платформер частично пересекается, из-за чего довольно легко спутать один жанр с другим.

  • Аркада. Часто слово «платформер» заменяют словом «аркада», подразумевая, что это один и тот же жанр. Это мнение хоть и популярно, но ошибочно: аркада — достаточно обширное понятие, включающее в себя видеоигры, характерные для аркадных автоматов или портированные[п] с него на игровые консоли или компьютеры. Они характеризуются простотой, и, в большинстве случаев, бесконечностью игрового процесса (в таком случае со временем аркада усложняется, бросая вызов игроку). Также действие происходит исключительно на одном цельном, не двигающемся экране. К таким играм относятся не только платформеры, но и ранние представители жанра shoot’em’up (Space Invaders, Galaxian, Galaga), логические игры (Centipede, Pac-Man, Q*bert), гоночные (Space Race) и многие другие. Таким образом, видеоигры Donkey Kong и Mappy являются одновременно и платформерами (так как их главная особенность — прыжки по платформам), и аркадами (так как изначально появились на аркадных автоматах и имеют в себе вышеперечисленные особенности аркад). Видеоигры вроде Freedom Planet, Sonic the Hedgehog или Jazz Jackrabbit аркадными не являются, но тем не менее это платформеры.
  • Сайд-скроллер. Нередки также и замены понятия «платформер» на «сайд-скроллер» (от англ. side-scroller), что также не совсем верно, так как сайд-скроллером является любая игра, имеющая экран, способный двигаться слева направо или справа налево (тогда как игровой процесс происходит с боковой точки зрения). Однако, как и в случае с аркадными играми, сайд-скроллерами также могут быть шутеры, гоночные игры, beat'em'up или любая другая игра, использующая эту технологию.
  • Метроидвания (реже «кастельроид»). Название этого жанра образуется от слияния названий двух классических игр: Metroid и Catlevania, а сам он представляет собой нелинейную игру (преимущественно двумерный платформер), в котором упор делается на изучение большого, открытого мира со множеством проходов и секретов. Некоторые проходы бывают закрыты барьером или дверью, которые можно открыть только после получения подходящего предмета или способности. Платформером такая игра бывает не всегда (пример — Hyper Light Drifter). Примеры именно платформенных метроидваний — Ori and the Blind Forestего продолжение), Cave Story.
  • Run’n’gun («беги и стреляй»). Также существует жанр run’n’gun, в котором игрок управляет персонажем, бегущим вперёд и расстреливающим врагов (у оружия, как правило, бесконечные патроны). В таких играх способность прыжка есть, но его использование ограничивается лишь перепрыгиванием через врагов или забиранием на невысокие уступы. Игры этого жанра платформерами не являются, так как прыжкам по платформам уделено слишком мало внимания. Примеры — видеоигра Cuphead, серии Metal Slug и Contra, а из фурри-игр — Lilo & Stitch на Game Boy Advance. Игры с элементами шутера, вроде Jazz Jackrabbit или Earthworm Jim могут быть платформерами, но не могут быть run’n’gun, потому что расстрел врагов — не главная фишка в таких играх.

Виды платформеров[править]

Платформеры различаются по нескольким признакам:

  • По глубине перемещения — в трёхмерных платформерах персонаж может перемещаться в трёх измерениях, в двухмерных платформерах — только в двух, а в некоторых играх герой может углубляться и приближаться, переключаясь между двумя-тремя линиями глубины — так называемое 2.5D.
  • По виду графики — двухмерные или трёхмерные. Современные двухмерные платформеры (где персонаж перемещается только в двух измерениях) часто используют трёхмерную графику. Бывают также трёхмерные платформеры (где персонаж перемещается в трёх измерениях) с двухмерной графикой, обычно в изометрической перспективе, как, например, «Sonic 3D Blast».
  • По свободе перемещения — линейные и свободные. В линейных персонаж должен пройти определённый путь с начала до конца уровня. Если это путь справа налево и слева направо, то игра называется сайд-скроллер (side-scroller, «с горизонтальным движением экрана»). В свободных платформерах персонаж может перемещаться по уровню без ограничений, и для победы часто нужно посетить разные места в любой последовательности.

Прыжки по платформам могут быть частью игрового процесса игр других жанров. Например, основой игры может быть стрельба, но на многих уровнях важно ловко прыгать по платформам. Если элементы платформера и другого жанра используются в равной мере (особенно если есть элемент квеста или ролевой игры), игру часто называют «Action/Adventure», то есть «активные приключения».

Некоторые платформеры имеют платформы, но не прыжки — например, «Snake Pass», где игрок управляет перемещением змеи с физикой вытянутого тела.

Примеры[править]

Классические двухмерные платформеры:

Классические трёхмерные платформеры:

2.5D-платформеры:

Современные ретро-платформеры:

  • Yooka-Laylee — трёхмерный платформер 2017 года в духе «Banjo-Kazooie» от бывших сотрудников Rare, проспонсированный на Kickstarter в 2015 году.