Общественное достояние

Материал из ВикиФур

Общественное достояние — включает все творческие произведения, на которые не распространяются исключительные права интеллектуальной собственности. Возможно, срок действия этих прав истек, они были утрачены, от них явно отказались, или они могут быть неприменимы. Поскольку никто не обладает исключительными правами, любой может на законных основаниях использовать эти произведения или ссылаться на них без разрешения.

Поскольку права различаются в зависимости от страны и юрисдикции, произведение может быть защищено правами в одной стране и находиться в общественном достоянии в другой. Некоторые права зависят от регистрации в каждой стране, а отсутствие регистрации в конкретной стране, если требуется, приводит к статусу общественного достояния для произведения в этой стране. Термин «общественное достояние» также может использоваться взаимозаменяемо с другими неточными или неопределенными терминами, такими как публичное пространство или всеобщее достояние, включая такие понятия, как «достояние разума», «интеллектуальное достояние» и «информационное достояние».

Условия защиты авторских прав обычно описываются как истекающие через несколько лет после окончания календарного года, когда автор умер (post mortem auctoris или pma). Срок действия зависит от страны; во многих юрисдикциях, включая РФ, США и Европейский Союз, авторские права обычно действуют в течение 70 лет (в СССР с закона 1973 года 25 лет; а с 1928 было 15 лет; с 1918 по 1925 авторское право не действовало). Например, в таких странах произведения авторов, умерших в 1954 году, перейдут в общественное достояние 1 января 2025 года. Первое число января поэтому отмечается как день общественного достояния.

Общественное достояние, как отсутствие прав интеллектуальной собственности, является полем открытой конкуренции. Швейцарский учёный-юрист и директор Института Макса Планка Рето М. Хилти утверждает, что это способствует творчеству и росту. Поэтому вмешательство в конкуренцию посредством монопольного закона всегда должно быть оправданным и не является самоцелью. Он отвергает тезис «Больше защиты = больше творчества».[1] Общественное достояние является выражением общей свободы действий и может быть ограничено только правовыми нормами. Права интеллектуальной собственности являются такими правовыми нормами.

Преобладающее мнение рассматривает равный статус между общественным достоянием и правами интеллектуальной собственности и поэтому стремится к сбалансированным отношениям между ними. С юридической догматики, напротив, выдвигается соотношение правил и исключений, согласно которому приоритетом пользуется общественное достояние, «первоначальное предоставление прав интеллектуальной собственности требует обоснования».[2]

На этом основании общественное достояние может создаваться в различных формах:

  • Творения, которые никогда не подпадали под действие закона об интеллектуальной собственности,
  • Произведения, охрана которых истекла,
  • Произведения переданы в общественное достояние автором.

В конкретных областях применения ограничения авторских прав также могут иметь эффект общественного достояния.

Наиболее важные[править]

  • Комиксы
    • Старые комиксы Captain Marvel от Fawcett Comics, в частности с Hoppy the Marvel Bunny. В настоящее время правами на комисы «Капитана Марвела» (с недавних пор, он же «Шазам») владеет DC Comics, кроме старых произведений в ОД. Первое появление кролика в декабре 1942 года, а сам комикс издавался с 1939 года.
    • Антологии Animal Comics (1941—1947) и Four Color (1939—1962?) от Dell Comics. И различные сборники, вроде Pogo: Welcome to the Beginning (1965) по персонажу Пого из первого номера Animal Comics, в последующем авторским газетным полосам с 1948 по 1975.[3]
    • Билл Уиллингем, автор комикса со скандалом передал свой комикс Fables в общественное достояние 15 сентября 2023 года, с мнением что он попадёт в хорошие руки. Посчитав что DC Comics не считаются с ним, и состоит, по-видимому, из жадных юристов которые даже, ранее, пытались подложить ему бумагу о всех передаче прав DC.[4][5]
    • Комиксы Аль Фаго изданные Charlton — Atomic Mouse (1953—1963), Atomic Rabbit (1955), Atom the Cat (1957) и The All American Tom Cat (1956).
    • Комиксы изданные Fox Features — All Top Comics, Wotalife Comics, Ribtickler, Cosmo Cat (1945)
  • Мультфильмы
    • Warner Bros. — Looney Tunes с 1930 по 1943.
    • United Artists — Merrie Melodies с 1931 по 1943, Looney Tunes 1943 года.
    • Universal Pictures — Oswald the Lucky Rabbit по 1928 год.
    • Walt Disney — некоторые мультфильмы в ОД с 1924 года, вроде Steamboat Willie (1928) и The Mad Doctor (1933). Персонаж Микки Маус и его первый мультфильм в общественном достоянии с 1 января 2024 года. Но, не Микки Маус из последующих произведений, где есть отличия в дизайне. Мультфильм-пропаганда The Spirit of '43 (1943) с Дональдом в ОД так как изначально продюсирован правительством США.
    • Все произведения, произведенные в США до 1929 года, в том числе большая часть фильмографии Laugh-O-Gram Studio, Felix the Cat, Krazy Kat (комикс 1913, мультфильмы 1916—1940 но часть фильмов потеряна) и мультфильмы Уинзора Маккей .
  • Книги
    • В США каждая книга и рассказ, опубликованные до 1929 года, находятся в свободном достоянии. В других странах могут применятся различные расчёты, для определения, попадает ли работа в ОД. Например, «Волшебник из страны Оз» и некоторые последующие книги (и кроме самого Лаймена Френка Баума, в каноне писали другие авторы), где первая книга опубликована в 1900 году. Русское ответвление «Волшебник Изумрудного города» созданное Александром Волковым в 1939 году (и версия 1959) тоже в общественном достоянии, включая иллюстрации 1939 издания.[6]
    • Книги с картинками про дядюшку Уиггили по 1927 год. Первая публикация была 10 января 1910 года. В ОД также комиксы от Dell в которых он появлялся.[7]
    • Книга Bambi, A Life in the Woods (1923) с 1 января 2022 года. Сиквел 1939 года не в ОД, как и кино-адаптация. В ОД также фанатский студенческий мультфильм Bambi Meets Godzilla (1969).
    • Все четыре книги «Винни-Пух» (1924, 1926, 1927, 1928) освободились в январях 2022, 2023 и 2024 годов года. Walt Disney Corporation владеет только торговыми марками на свои продукты.

Примечания[править]

  1. Рето М. Хилти «Козёл отпущения из-за авторских прав?» Оли, Клиппель 2007, стр. 111.
  2. Пойкерт, 2012, стр. 72.
  3. Pogo Possum — Public Domain Super Heroes
  4. Билл Уиллингем объявил Fables общественным достоянием — Алексей Малахов на DTF
  5. DC Insists Fables Comic Book Series Is Not in the Public Domain Despite Creator’s Claims — IGN
  6. Категория: Файлы в общественном достоянии — Изумрудный город Вики
  7. Uncle Wiggily — Public Domain Super Heroes

Ссылки[править]