Оборотни (славянская мифология)

Материал из ВикиФур

В славянском фольклоре, народных сказках, а затем и в авторских сказках по их мотивам встречается мотив оборотничества:

Превращение обычно осуществляется либо надеванием шкуры (к примеру, волчьего тулупа, перьев…) или специальным действием (удариться о землю; перепрыгнуть через себя или воткнутый в пень нож). Часто подчёркивают, что оборотни в славянском фольклоре, даже волки-оборотни, не обладают дьявольской, негативной, злой окраской, свойственной европейским вервольфам.

У невров[править]

Нёвры или невры (др.-греч. Νευροί) — древний народ, обитавший в верховьях Тираса и Гипаниса[1] — предположительно на территории современной Беларуси или Украины. Связь нёвров со славянами не выяснена, помимо обитания на сходной территории (что всё равно могло способствовать преемственности культуры). Упоминания славян в летописях начинаются многими веками позже.

Древнегреческий историк Геродот в своих текстах упоминает ежегодное превращение невров на несколько дней в волков:

Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик. Меня эти россказни, конечно, не могут убедить; тем не менее, так говорят и даже клятвенно утверждают это.

(«История» Геродота (V в. до н. э.). Книга IV. Мельпомена [1])

Названия оборотней[править]

Волк-оборотень в русском был известен как волколак или волкодлак. В современных славянских языках корень «-лак» или «-длак» (от «длака» — шкура) используется так же, как в английском were- для обозначения оборотней. Например, в фэнтези можно встретить кошколака, крысолака…

Современные представления[править]

Puzzlepiece32.png Это заготовка раздела [править].
Современные представления о фольклоре и традиции современной славянской фэнтези и авторской сказки.

Современные произведения[править]

  • Роман «Вурди» (Владимир Колосов)

Примечания[править]

  1. Геродот. История IV 17

Ссылки[править]