Оборотни

Материал из ВикиФур
«Любимые виды фурсон»: к доработке

Обязательные критерии:

  • Статьи о фурри-видах — реальных видах и наименованиях животных, о вымышленных расах и существах.
  • Описано использование вида для фурсон — как часто, какой образ.
  • Описано, как изображают персонажей в фурри-арте, на что обратить внимание при рисовании, какие особенности фурсьютинга.
  • Если вид популярен только в отдельном сегменте сообщества, например, у фэтфуров или австралийских фуррей, это указано и описано.
  • Указаны исследования или статистика, показывающие, насколько вид любим в качестве фурсоны.
  • Есть наглядная иллюстрация фурсоны.

Критерии дисквалификации:

Рубрики «Из мифологии в фэнтези» пока не существует [создать]
У этого термина есть и другие значения, см. Оборотень (значения).

Оборотни — мифологические и фантастические существа, способные принимать облик человека и зверя. В бытовой речи «оборотень» часто означает волка-оборотня, но в мифологии и фантастике встречаются разные виды, от восточных лис-оборотней кицунэ до популярных в фурдоме кошачьих оборотней, до акул и насекомых-оборотней ролевой игры Мир Тьмы. В фантастике и фурри-фэндоме встречаются оборотни в вымышленных существ: драконов, грифонов, тавров

Европейская мифология считает оборотней нечистью, связывает их с Дьяволом. В восточных мифах они естественная часть пронизанного духами и таинствами мира, но оборотни всё равно чаще вредят или играют с людьми, чем помогают им. В славянском фольклоре некоторые герои умеют превращаться в животных (например, Вольга Святославович) или получают помочь от оборотней (например, Серого Волка), но сказания крещённой Руси причисляют оборотней к нечисти.

В фурдоме к оборотням иногда относят полиморфов — персонажей со несколькими формами или свободно меняющих форму. Если слово «оборотень» указывает на способность трансформации, а не принадлежность к расе, то им можно назвать любого регулярно превращающего в зверя персонажа — например, друида из Dungeons & Dragons.

Названия[править]

Другое название оборотней — ликантропы. Оно происходит от греческих слов λύκος — волк, и άνθρωπος — человек, но в современном употреблении не указывает на вид животного. Для обозначения вида животного используются слова вер- (др.англ. человек), -антроп (греч. человек), -длак или -лак (др.слав. шкура), -морф (греч. форма), -кин (англ. родич). Эти слова соединяются с названием животного на языке, из которого происходят, например:

  • Вервольф, волкодлак, ликантроп — волк-оборотень
  • Кошкодлак, аилурантропкошка-оборотень.
  • Крысолак, раткин — крыса-оборотень.
  • Кинантроп[1], кинаморф — пёс-оборотень.

Культуры, в мифологии которых оборотни играют заметную роль, имеют специальные названия для видов оборотней. Например, тануки — японские енотовидные собаки-оборотни, аниото — африканские леопарды-оборотни.

В западном фурри-фэндоме оборотней и их фанатов называют weres. Оборотничество — популярный вариант фетиша трансформации. Персонажа в форме зверя могут называть фералом (feral, англ. дикий), а такую форму — феральной. Другие названия оборотней в англоязычной фантастике: changers, shifters, shapeshifters, shapechangers (превращающиеся), skinchangers, skinwalkers (меняющие кожу), werebeasts (звери-оборотни). Иногда эти слова соединяются с названием животного, например, foxchanger — «превращающийся в лису».

Слова без указания на трансформацию используются для обозначения териантропов и непревращающихся существ, сочетающих качества человека с животным, например антропоморфов. Если корень «человек» в противоположном порядке по отношению к корню вида животного (например, как в слове wolfwere), то может подразумеваться оборотень с основной звериной формой — животное, иногда превращающееся в человека.

Происхождение[править]

Мифология и фантастика дают много причин появления оборотней. Тех, кто родился со способностью превращаться в зверя, часто называют истинными. Тех, кто приобрёл эту способность в течение жизни, называют проклятыми, заражёнными или обращёнными, в зависимости от обстоятельств.

Происхождение истинных оборотней:

  • Наследие родителей, хотя бы один из которых был оборотнем.
  • Родовое наследие: народ или семья были основаны оборотнем либо животным.
  • Принадлежность к расе оборотней, обладающей собственной культурой и местом в мире.

Происхождение обращённых:

  • Укус оборотня, заражение ликантропией.
  • Проклятье, насланное кем-то, полученное за злодеяния или унаследованное.
  • Результат колдовства или сотрудничества с Дьяволом.
  • Использование зачарованного предмета или магии. Например, так поступают анимаги из серии «Гарри Поттер».
  • Закон мистической природы, правдивое суеверие. Например, «испивший дождевой воды из следа волка становится оборотнем».
  • Одержимость духом или бесом.
  • Научные эксперименты, генная инженерия.

Трансформация[править]

Основная статья: Трансформация

Характер трансформации отличается от мифа к мифу, от произведения к произведению. Одна из форм может считаться первичной или естественной. Часто истинные оборотни обладают бо́льшим контролем над формой и могут перекидываться когда угодно или с меньшими усилиями, особенно если все формы равноправны. Бывает, что между формами человека и зверя есть промежуточные антропоморфные, или оборотень может превратиться частично — например, обратить только голову, вырастить хвост.

У оборотней могут возникать проблемы с трансформацией в животного или возвращением в истинную форму. Превращение может запускаться непроизвольно при некоторых условиях (например, в полнолуние или от ярости) либо требовать усилий воли. Иногда для трансформации нужны специальные действия, такие как стукнуться оземь или перекувырнуться через пенёк, в которой воткнут нож. Если эти действия нельзя выполнить (например, нож украли), оборотень застревает в одной форме. Существует множество поверий, как снимаются такие трансформации — волшебными травами, молитвами, подвигами, поцелуем прекрасной дамы…

Варианты превращений:

  • Анатомическое: органы тела на время становятся эластичными и принимают новую форму.
  • Чудовищное: трансформация проходит болезненно, например, оборотень «выворачивает шкуру наизнанку» или кости ломаются, прежде чем срастись на новый лад.
  • Волшебное: одна форма просто заменяется на другую, часто в сиянии магии или незаметно для глаза.

Кроме превращения из человека в зверя и из зверя в человека оборотень может претерпевать постепенную трансформацию на протяжении лет. С первого превращения или со становления оборотнем звериная природа может менять черты человека, делая его более похожим на соответствующее животное. Иногда это вполне человеческие черты, такие как грация у кошачьих оборотней, иногда — серьёзные (сросшаяся бровь, оволосение) или даже нечеловеческие (хвост, клыки), по которым можно отличить оборотня от обычных людей. Часто оборотни, даже истинные, становятся способными к превращению в совершеннолетие или после полового созревания. Другие рождаются с отметинами зверя — чертами животных.

В ролевых играх[править]

Обложка руководства по фера.

Мир Тьмы[править]

Фера — оборотни старого Мира Тьмы, из линейки Werewolf: The Apocalypse. Их пятнадцать видов, включая волков-оборотней гару и три вымершие расы. Животные, в которые превращаются другие виды фера: кошачьи, крысы, лисы, медведи, койоты, гиены, во́роны, змеи, динозавры (также драконы), пауки и акулы. Каждому виду фера в природе соответствует своя миссия — например, вороны собирают информацию, а крысы контролируют популяции людей. В новом Мире Тьмы другие расы оборотней — фералы. Виды фералов могут быть любые, а место в мире — такое, какое нужно играющим для интересного сюжета.

Оборотничество большинства фера и фералов наследственное. У них бывает от двух до пяти форм, в зависимости от вида. Помимо человека и животного это антропоморф, человек с лёгкими чертами животного и гигантский боевой зверь. У фера изменение формы требует усилия, если это не форма рождения. Пробуждение ярости (из-за окружающих событий или слишком удачной попытки воззвания к звериной стороне) вызывает непроизвольную трансформацию. В ранних редакциях гару могли превращаться частично. У фералов превращение требует лишь привычки и не может не сработать.

По способности превращаться к оборотням относятся вампиры клана Гангрел, феи звериного образа из Changeling: The Lost и меняющие кожу.

Dungeons & Dragons[править]

В третьей редакции Dungeons & Dragons ликантропы могут быть любого вида: для их создания используется специальный шаблон, соединяющий качества животного и гуманоида. Гуманоидом может быть не только человек, но и эльф, гном, орк и любого другой. Например, гиены-оборотни распространены среди гноллов. Шаблон различает истинных оборотней, превращающихся свободно, и заражённых, у которых за трансформацию отвечает специальный навык «контроль формы». Заражение может повлечь за собой смену мировоззрения. У ликантропов три формы: гуманоид, животное и антропоморф. За любые виды оборотней можно играть, и популярные виды для удобства описаны отдельно.

По способности превращаться оборотнем может считаться друид, а также некоторые существа с типом shapechanger, например шелки и баргест. Одна из распространённых рас — shifters, дальние потомки союзов людей и оборотней, однако превращаться полностью они не могут.

Ещё одним примером оборотней, могут служить доппельгангеры — скрытная раса гуманоидов, способных скопировать облик любого гуманоидного существа, с ростом от четырех до восьми футов.

Apocalypse Prevention, Inc.[править]

В Apocalypse Prevenion, Inc. есть раса волчьих людей (Wolf People). Их дар наследственный — передаётся от одного или обоих родителей, но не всегда. Они рождаются людьми и только после полового созревания в результате первой трансформации узнают о своей природе. До этого лишь малозаметные черты отличают такого человека от остальных, и даже по ним нельзя сказать наверняка. У волчьих людей три формы: человеческая, звериная и антропоморфная с низкой морфностью. Превращение не требует усилий, разве что немного времени. Во время полной луны оборотень может потерять контроль, и к чему это приведёт — ночи в лесу, цепи убийств, безудежному сексу — неизвестно.

Кроме волчьих людей, существуют и другие виды — в правилах упомянуты кошачьи (Африка), драконьи (Китай) и медвежьи (Россия).

Произведения[править]

Фильмы:

Книги:

Мультфильмы:

Игры:

Puzzlepiece32.png Это неполный список [править].

В медицине[править]

Клиническая ликантропия[править]

Основная статья: Клиническая ликантропия

Клиническая ликантропия — медицинский диагноз, названный в честь мифологического состояния; психоз, при котором человеку кажется, что он превращается в зверя или является таковым. Клиническая ликантропия считается культурно обусловленным выражением психоза по вине другого психического расстройства, такого как шизофрения, биполярное расстройство или клиническая депрессия. Волки и псовые при этом хотя и не являются редкостью, но не составляют большинство случаев: например, многократно зафиксированы «превращения» в гиен, кошек, лошадей, птиц, тигров.

Фёдор Адрианович Евтищев, больной гипертрихозом, шоумен в Российсой империи. Существует мнение, что именно он послужил прототипом Чубакки.[2]

Гипертрихоз[править]

Гипертрихоз — избыточное общее или локальное оволосение врожденного или приобретенного характера, а также рост излишне длинных, толстых волос на необычных местах и в несоответствии с полом и возрастом. Избыточно могут расти пушковые волосы, покрывающие бесцветным пушком все тело или терминальные (длинные, толстые, пигментированные). Опасности для жизни не представляет.

Некоторые исследователи полагают, что мифы об оборотнях обязаны своим происхождением указанным заболеваниям.

См. также[править]

Примечания[править]

Ссылки[править]