Мультяшки золотого века

Материал из ВикиФур
Wiki.png Эта статья в данный момент активно редактируется участником EvilCat.
При редактировании её в этот момент могут возникнуть конфликты редактирования.
Классические мультяшки «Looney Tunes».

Мультяшки золотого века (англ. Golden Age cartoons) — американские персонажи как мультфильмов, так и комиксов, характерные безумным поведением, изобретательным соперничеством друг с другом, неубиваемостью и выкрутасами: такие как Микки Маус, Багз Банни и кот Феликс. В американских мультфильмах и комиксах того же периода, когда были популярны такие персонажи, существовали и более реалистичные персонажи — например, Бэмби — но данная статья не о них.

Именно безумные и весёлые мультяшки стали снова популярны в 1980-х сначала в любительских кругах[1], а потом и на экране с выходом «Кто подставил кролика Роджера». У «серьёзной» анимации другие вехи истории, например, ренессанс Диснея.

История[править]

Картунист Уолт Дисней: рисует забавные картуны, рекламные картуны, анимационные движущиеся картуны.

Влияние газетных комиксов («картунов»)[править]

Основная статья: Картун

В ранние годы рисованной анимации в 1920-х студии в основном находились не в Голливуде, а в Нью-Йорке[2]. Анимация была новой технологией, и опытных аниматоров не существовало — однако были существовали талантливые художники, набившие руку на газетных комиксах — картунах (газетные комиксы на тот момент тоже были сравнительно новым явлением). Многие художники заинтересовались идеей движущихся рисунков и увидели в них новые возможности и вызовы, привлекавшие больше, чем газетные стрипы[п]. При создании стрипов не приходилось думать о том, как персонажи представлены в объёме или как они двигаются, но именно это отличие давало возможность для новых шуток и идей, невозможных в застывших кадрах. Кроме того, в стрипе фон может быть схематичным или различаться от панели к панели, а в мультфильме фон должен соответствовать между кадрами; в стрипе персонажей надо нарисовать всего несколько раз за полосу, а для мультфильма — много кадров в секунду, а значит, типичные стили для газет под гравюру и со штриховкой не подходят.

Многие ранние мультфильмы были похожи на карикатуры, к которым добавлено движение, и только потом появились такие вещи как пролёты камеры, смена ракурсов и шутки, которые сложно было бы показать в нескольких панелях комикса.

Krazy Kat[править]

Основная статья: Krazy Kat

Один из определивших жанр мультяшек газетных комиксов, выпускавшийся в газетах с 1913 года[3], был «Krazy Kat»: история про чёрного кота неопределённого пола по имени Крейзи и розового мышонка[4] Игнатца, который постоянно пытается запустить в Крейзи кирпичом. Весёлый и неунывающий Крейзи не злится на Игнатца и считает бросание кирпичом выражением симпатии.

Однако насилие мультяшки над мультяшкой не является целью комикса. Бросание кирпича — единственный способ, как Игнатц пытается навредить Крейзи, а не бесконечные выдумки взаимного вредительства более поздних мультяшек. Вместо этого автор творчески подходит к формату комикса и постоянно экспериментирует с расположением и формой панелей, взаимодействием персонажей с самим комиксом. Также комикс считается тонким комментарием о психологии человека и об обществе[5].

Krazy Kat strip.jpg

(Вжух)

(Бум)

 — Слухай, так нельзя.
 — Что нельзя?

— Ты ж должен приложить меня не в первой картинке, а в последней.

 — Батюшки, и верно.

— Отож.[6]

«Krazy Kat» тепло упоминается авторами как вдохновение для многих циклов о мультяшках и картурах, пытающихся уязвить или перемудрить друг друга, в том числе «Койот и дорожный бегун», «Кальвин и Хоббс» и другие[7]. Что касается влияния на современников, то в 1916—1917 годах вышел анимационный цикл из 26 короткометражек про Крейзи и Игнатца. Когда появился «Feline Follies» — первый мультфильм про кота Феликса (тогда персонажа звали Master Tom) — то кот и мыши были нарисованы очень похоже на анимационных Крейзи и Игнатца.

Становление индустрии[править]

По мере того, как аниматоры коллективно набирались опыта через метод проб и ошибок, мультфильмы стали настоящей отраслью, в которой появились свои правила и традиции.

Студиям требовалось чутко следить за новыми течениями в индустрии, чтобы не отставать от конкурентов. Одним из следствий этого явилось то, что наиболее популярные мультфильмы, персонажи и студии оказали колоссальное влияние на развивающуюся отрасль. Один из ранних примеров — кот Феликс, вокруг которого быстро появилась стая подражателей от разных студий. Стиль и находки популярных мультфильмов тиражировались другими и определяли курс развития всей анимационной индустрии.

«Feline Follies» (1919) - первый мультфильм с котом Феликсом (под именем Master Tom). (Озвучка добавлена ютубером, выложившим видео.) [1]

Кот Феликс[править]

Основная статья: Кот Феликс

Кот Феликс был представлен публике в короткометражке «Feline Follies» в 1919 году. Его автор, аниматор Отто Мессмер[8] описывает это так:

Студия Салливана кипела, а «Парамаунт» отставали от графика, и им нужна была дополнительная лента, чтобы закрыть пропуск. Салливан, очень занятой человек, сказал: «Если хочешь подработать, можешь нарисовать им что-нибудь простое, чтобы понравилось». Так что я прикинул, что проще всего будет кота. Целиком чёрного, чтобы не возиться с контурами. Один гэг за другим, обычное дело. Симпатично. Все смеялись. А «Парамаунту» понравилось, так что они заказали цикл.

(Мессмер в интервью историку Джону Кейнмейкеру[9])

Кот Феликс не был первым персонажем, который был нарисован в основном виде чёрного силуэта (стиль «клякса»[10]), чтобы не маяться с контурами и штриховкой — до него так был нарисован «Krazy Kat» — однако Феликс популяризовал этот подход.

Выпуски Феликса рассматривали и высмеивали тему сухого закона (например, выпуски «Felix Finds Out» [1924], «Whys and Other Whys» [1927] и «Felix Woos Whoopee» [1930]), отражали общественные настроения (например, межрасовые стереотипы в «Felix Goes Hungry» [1924], взгляды на Гражданскую войну в России в «Felix All Puzzled» [1924], женские нравы в «Felix Strikes It Rich» [1923]), а также встречался со знаменитостями в «Felix in Hollywood» (1923).

Популярность кота Феликса привела к появлению многих других мультяшных котов, нарисованных похоже — например, Вафлз из «Aesop's Film Fables» и кота Джулиуса в цикле «Alice Comedies» Уолта Диснея. Кролик Освальд, предшественник Микки Мауса, был позже придуман Уолтом Диснеем именно согласно требованию заказчика, «потому что котов в анимации уже чересчур»[11].

Стиль «шланги и круги»[править]

Основная статья: Шланги и круги
Рисунок из учебника Билла Нолана «Cartooning Self-Taught». Показывает, как устроены персонажи из «шлангов и кругов».
Всего тремя кругами я завоевал мир.
(Пародия на Уолта Диснея в «Epic Rap Battle»)

Поскольку кадры для мультфильмов следовало производить в огромном количестве для создания иллюзии движения, приходилось искать компромисс, чтобы вырисовывание персонажей не занимало много времени и сил, но в то же время сохраняло их энергичность и выразительность.

Ранним решением этой проблемы стал стиль «шлангов и кругов»[12]: конечности рисуются как макаронины (шланги) без деталей суставов и анатомии, а остальные части тела имеют форму кругов. Круги выглядят одинаково с любого ракурса, а «шланг» изображается двумя параллельными линиями. Конечности таких персонажей обычно рисуются тонкими и зачастую без суставов совсем (современным примером является «Adventure Time»), а лишь равномерно изогнутые, но главное, чтобы они изображались параллельными линиями. Автором стиля считается Билл Нолан[13], который в 1924 году переработал кота Феликса, поменяв его угловатые черты, выглядящие по-разному с разных ракурсов, на круглые и длинные, которые рисовались примерно одинаково с любого ракурса.

Этот стиль широко использовался в анимации к 1930 году и постепенно вышел из моды к середине 1930-х[13]. В частности, именно из этого подхода происходят уши Микки Мауса, выглядящие одинаково со всех ракурсов.

Влияние «минстрел-шоу» — театрального образа негров[править]

В Америке до Гражданской войны были популярны так называемые минстрел-шоу — представления, в которых перемазанные сажей (блэкфейс) белые актёры изображали негров. Эти представления состояли из номеров и были чем-то средним между концертом, цирком, клоунадой и театральной комедией. «Негры» в них были неунывающими, весёлыми, ленивыми, хитрыми, глуповатыми и вели себя вычурно и говорили неправильно, как, конечно, «могли вести себя только рабы» и никак не достойные белые господа-зрители[14]. Во время Гражданской войны, одним из мотивов которой было освобождение негров, минстрел-шоу утратили популярность, но номера с изображением негров вошли в популярные водевили того времени. К 1920-м остались только три широко известных труппы «менестрелей»; также ряд маленьких трупп любителей жанра, в основном на Юге. На Севере одним из последних мест, где регулярно можно было увидеть выступление «блэкфейсов», были театры Нью-Йорка, который на тот момент был столицей анимации[2].

Кадр из «Steamboat Willie» (1928), кот Пит и Микки Маус — первый публичный показ этих персонажей. Ср. одежду с рекламная листовка чёрной менестрельской труппы «Callender’s Minstrels» около 1875 года.

Возможно, потому что от идеи чернокожего мультяшки-кота Крейзи легко дойти до идеи использования элементов менестрельских представлений или потому что первые анимационные представления тоже демонстрировались в водевилях[15], многие новые появляющиеся мультяшки стали весёлыми, находчивыми, неунывающими ребятами, игравшими музыку и танцующими, а внешне очень напоминали блэкфейс[16][17]. Сходства становилось всё больше, когда бо́льшая часть мультяшек перестала изображать животных с манерами людей (как кот Феликс, который хотя играл на банджо[18], но ходил на четырёх лапах и ловил мышей) и превратились в людей с чертами животных — например, кролик Освальд, непосредственный предшественник Микки Мауса, носил одежду, жил в доме, взбивал масло и орудовал двухстволкой[19]. Кролике Освальд, а затем и на Микки Маус, кот Пит и большинство сопутствующих им персонажей носят характерную простую одежду и обувь, ассоциируемую с неграми, как они изображались в популярной культуре того времени и минстрел-шоу.

Многие другие идеи взяты из минстрел-шоу: например, белые перчатки[15]; общение с публикой и взаимодействие с самой сценой (разрушение четвёртой стены)[20]; идея того, что в разных мультиках та же персонажи играют разные роли, как актёры в разных номерах; идея мультяшек, играющих на инструментах и танцующих. «Steamboat Willie» стал первым мультфильмом, где звуковая дорожка была синхронизирована с видеорядом: музицирование, подтанцовка и насвистывание играют в нём ключевую роль (хотя такие мотивы есть и в более ранних мультфильмах, где звуковая дорожка синхронизировалась вручную или показ просто сопровождался игрой пианиста).

Для зрителей-современников все эти образы, в том числе Микки, Феликс, Гуфи, были именно чернокожими, а не белыми актёрами в гриме, поскольку с общественной, белой точки зрения комический образ негра был вполне метким[21][22]. Вместе с этим чернокожие мультяшки не казались чем-то шокирующим, абсурдным или многозначительным для зрителей точно так же, как сейчас американские зрители не придают особого значения сходству речи миньонов с мексиканским акцентом[5].

Фрагмент из «Rabbit of Seville», пример «микки-маусинга». [2]

Переплетение музыки и действия («микки-маусинг»)[править]

После того, как «Steamboat Willie» стал первым мультфильмом, использующим новую технологию, позволяющую точно синхронизировать звуковую дорожку с видеорядом, такой приём стали называть «микки-маусинг» (mickey mousing). Все действия персонажей мультфильма сопровождались звуками, а настроение регулировалось музыкой. Этот приём стал широко использоваться в мультфильмах по мере доступности технологии.

«Great Guns!» с кроликом Освальдом содержит юмор, основанный на личных ситуациях, а не насилии. [3]

Уолт Дисней[править]

«Микки-маусинг» — не единственное, что Уолт Дисней привнёс в развитие мультяшек. С самого начала он показал талант в придумывании, рисовании и режиссуре гэгов, однако вскоре это заиграло против него: согласно критикам, Дисней попал в «ловушку гэгов», составляя мультфильмы из сплошной последовательности приколов и насилия, потакая компаниям-заказчикам мультфильмов. Со временем Дисней разочаровался в этом подходе и попытался перейти к комедии на основе характеров и индивидуальности персонажей. В конечном счёте это привело к сюжетным мультфильмам, таким как «Три поросёнка» и «Белоснежка», однако первым шагом стал кролик Освальд.

В короткометражках про кролика Освальда Диснея попытался заимствовать приёмы из игрового кино: ракурсы камеры, а также приёмы таких мэтров немой комедии как Чарли Чаплин и Бастер Китон. Например, в мультфильме «Great Guns!» про то, как Освальд идёт на войну, одна из шуток основана на том, что Освальд и его возлюбленная не могут разняться перед разлукой. Сцена, где Освальд целует крольчиху, бесшовно переходит к сцене, где он уже на войне и целует её фотографию. Подобный приём был невозможен в рамках стандартной мультяшной катавасии, из которой состояло большинство мультфильмов того времени.

Идеей Диснея были персонажи, определяющиеся не только внешним видом, но и манерой движения, характерными жестами и «актёрской игрой» — так называемая персонажная анимация. Он говорил: «Я хочу, чтобы мои персонажи были личностями, а не просто рисунками.i». С точки зрения современников, мультфильмы Диснея стали более мрачными и превратившись из праздника сюрреалистичной чехарды в сюжеты, имеющие моральную подоплёку[23].

Также Дисней обратился к более правдоподобному стилю, чем «шланги и круги», потянув за собой остальную индустрию: даже мультяшки 1940-х, такие как Том (а не только серьёзная анимация), стали реалистичнее. Стиль студии Диснея стали описывать как живописный, реалистичный, благообразный, и даже появилось отдельное слово — «disneyesque», то есть диснеевский[24][25].

Цветная эпоха[править]

Первое появление Тома в короткометражке «Puss Gets the Boot» (1940), пока ещё довольно гладко-округлая анатомия.
Том в мультфильме «The Framed Cat» (1950) — цветной персонаж с более сложной анатомией, чем «шланги и круги».

Первым цветным мультфильмом стала короткометражка Диснея «Flowers and Trees». После этого Уолт Дисней заключил эксклюзивный контракт с компанией Technicolor, поставляющей техническое решение для цветной плёнки, так что с 1932 до 31 августа 1935 только студия Диснея выпускала цветные мультфильмы. Некоторые чёрно-белые мультфильмы выпускались аж до 1938 года (например, «Porky's Hare Hunt», первое появление Багза Банни), однако в целом индустрия перешла на цветную анимацию.

Мультяшки, создававшиеся под цветную анимацию, уже выглядели по-другому. В чёрно-белой анимации чисто чёрные персонажи (Микки, Даффи) и чисто белые персонажи (Порки, Багз) смотрятся выгодно, потому что состоят из контрастных деталей. Поэтому же многие чёрно-белые мультяшки стали носить перчатки, чтобы белая рука была хорошо видна на фоне чёрного тела[26]. Цветные мультяшки должны были демонстрировать новую технологию цветной плёнки: в эту эпоху появились дятел Вуди (1940), Том[27] и Джерри (тоже 1940), Рэд (1943), Screwy Squirrel (1944).

Текс Эйвери[править]

Фирменный стиль Текса Эйвери (гэг, такое лицо показывается всего на секунду). Кадр из «Northwest Hounded Police» (1946).

Вкладом аниматора Текса Эйвери в изображение мультяшек стала их невероятная экстремальность и резиновость. Хотя деформации тела встречались и в чёрно-белую эпоху, тогда использовалось ограниченное число приёмов, удобных для стиля и технологий анимации тех лет: например, использование хвоста в качестве различных инструментов (фирменный приём кота Феликса), растягивание и перекручивание конечностей (что было просто сделать с конечностями-шлангами)… Текс Эйвери экспериментировал с максимально преувеличенным изображением любой части тела и любой деформации, оперируя при этом более реалистичными персонажами пост-Диснеевской эпохи. Выпучивание глаз до размера мультяшки, вываливание гигантского языка и другие подобные приёмы — его изобретение.

Если персонажи до Текса Эйвери лишь шутили с разрушением четвёртой стены, а мультяшная физика и происходящий на экране сюр олицетворяют выдумки автора, то у Эйвери многие мультяшки стали осознавать свою исключительность и намеренно ей пользоваться. Например, в короткометражке «Dumb-Hounded» (1943, первое появление Друпи) медлительный и неторопливый пёс-ищейка преследует преступника… и как бы преступник ни запирался, сколько бы континентов ни преодолевал — Друпи оказывается ровно за его спиной, точно зная, что он так может[28][29].

Кроме того, в эпоху, когда восприятие американской анимации уже начинало сдвигаться к мнению, что мультики для детей, он ввёл таких персонажей как Волк и Рэд[30] — современные, злачные аналоги Волка и Красной Шапочки, вернув на время в мультфильмы секс[31].

Чак Джонс[править]

В то время как Текс Эйвери экспериментировал с сверхдеформированными, гиперэкспрессивными мультяшками, Чак Джонс (наиболее известный за «Тома и Джерри»), наоборот, ставил перед собой цель добиться максимальной выразительности минимальным изменением в кадре. Чаще всего двигаются только глаза и брови (в частности, для этой цели был придуман марсианин Марвин, у которого на лице только глаза и брови)[32].

Закат эпохи[править]

Эпизод «Beenstalk Buddies» телесериала «Шоу Тома и Джерри»: заметна разница в качестве анимации и шуток. [4]
Основная статья: История американской анимации#Эпоха телевидения

В конце 1950-х телевидение стало повсеместным в американских домах, и мультфильмы стали делать для него. Полностью анимационных каналов не существовало до 1979 года и запуска канала Nickelodeon, однако для телеэфира всё равно необходимо было создавать больше анимации, чем для кинопоказов золотого века, когда по большому экрану шли 6-минутные короткометражки. Чтобы удовлетворить аппетиты телезрителей, были изобретены методы ограниченной анимации и подходы к сюжету, позволяющие экономить труд аниматоров и получать предсказуемый результат. Мультсериалы, выходившие в то время — такие как «Флинстоуны», «Где ты, Скуби-ду?» и «Приключения Роки, Бульвинкля и их друзей» — больше походили на ситкомы, потому что каждая серия была построена по одной и той же формуле или происходила в одном и том же месте. Так многие анимации можно было повторять из серии в серию, а сценарий штамповать за пару дней, чтобы быстро приступить к анимированию и к следующим выходным уже выпустить новый эпизод.

Эти обстоятельства не особенно подходили для изобретательных, оригинальных и полностью анимированных мультяшек золотого века. Эксперименты по классическому мультяшеству для телеэкранов были, такие как «Розовая Пантерасм.» (c 1969) и «Шоу Тома и Джерри» (1975), но результат оказывался либо слишком дорогим и специфическим (то есть неповторимым, как с «Розовой Пантерой»), либо удручающе жалким по сравнению с классическими мультяшками.

Классические мультяшки надолго перестали создаваться, хотя многие короткометражки продолжили показывать по телевизору. Для телепоказа многие из них были урезаны: убраны шутки про блэкфейс, негров, папуасов и многое другое, что считалось неполиткорректным. Мультфильмы чёрно-белой эпохи в основном вообще не показывались, так как считались представляющими только историческую ценность, а юным телезрителям это будет неинтересно. К этому моменту в США укрепилось убеждение, что анимация — это примитивное развлечение для детей.

Возрождение в 1980-х[править]

Туны[править]

Основная статья: Туны
Логотип «Аниманьяков».
Студент Мультакадемии усвоил на зубок,
Как наковальне, если что, затылком ставить блок

(Заставка «Приключений мультяшек»)

В 1980-х сначала в узких кругах, а потом и во всей индустрии произошёл всплеск интереса к классическим мультяшкам. В кино и на телеэкраны вышли такие произведения как «Кто подставил кролика Роджера», «Спейс Джем», «Cool World», «Чокнутый», где был представлен новый взгляд на мультяшек — как на существ, полностью осознающих свою нарисованность и неузязвимость, но вместе с тем живущих в реальном мире рядом с людьми. Такие сериалы как «Аниманьяки» и «Приключения мультяшек» были составлены по заветам золотого века и прославляли мою наследственность от них.

Дальнейшее продолжение традиции[править]

Многие находки золотого века мультяшек оказали влияние и на некоторые другие основополагающие мультфильмы рубежа веков: например, на «Рена и Стимпи», которые даже частично воспроизвели стиль «шлангов и кругов», и многочисленных мультсериалов, которые пошли по их стопам (например, «Спанчбоб»). Однако стиль толстых контуров («Лаборатория Декстера», «Дэнни Фантом») хотя и ставился как ретро, на самом деле появился в анимации только в 1990-х.

Классические мультяшки, такие как Багз Банни, Таз и Койот с Дорожным бегуном, Том и Джерри[33], с 1990-х стали появляться в новых произведениях, а именно: «Taz-Mania» (1991), «Tom and Jerry Kids» (1991), «Loonatics Unleashed» (2005), «The Looney Tunes Show» и его трёхмерный сегмент «Койот и Дорожный бегун» (2011). Большинство этих произведений в другом жанре, чем классические короткометражки — например, «Loonatics Unleashed» — супергероический мультсериал.

Что касается классического стиля мультяшек золотого века, такие мультфильмы тоже периодически выпускаются как про классических персонажей, так и про новых: например, мультсериал «Mickey Mouse» (2013) в стиле чёрно-белых мультиков и «Зиг и Шарко» (2010, Франция). Тем не менее, такие мультфильмы редкость, и обычно анимация использует только некоторые приёмы из золотого века мультяшек, а не подход целиком.

Что отличает классических мультяшек[править]

Мультяшки в комиксах[править]

Мультяшки и фурри[править]

Примечания[править]

  1. Например, ролевая игра «Toon» вышла в 1984.
  2. 2,0 2,1 В частности, в Нью-Йорке была основана первая студия, посвящённая исключительно анимации: Bray Studios, снявшая, в частности, первые мультфильмы по «Krazy Kat» начиная с 1920 года. См. The Bray Studios of New York City
  3. Krazy Kat в Toonopedia
  4. Подразумевается мышь мужского пола, а не мышь юного возраста.
  5. 5,0 5,1 To Walk in Beauty
  6. В переводе викифуррей неумело изображена диалектическая речь, на которой говорят обитатели комикса.
  7. По данным Википедии, со ссылками на различные источники
  8. На авторство кота Феликса также претендует владелец студии Пэт Салливан, но обычно авторство признаётся за Мессмером.
  9. Приведено Википедией, со ссылкой на «Felix: the twisted tale of the world’s most famous cat»
  10. Inkblot Cartoon Style
  11. Could Oswald the Lucky Rabbit have been bigger than Mickey?: The new animated star shouldn’t be feline, Walt’s distributor insisted «there are too many cats on the market».
  12. Why do animated characters wear gloves?
  13. 13,0 13,1 По данным Википедии, со ссылкой на Arnold, Gordon B. (2017). «Animation and the American Imagination». стр. 30.
  14. Чтобы представить себе рисование подобного образа целого народа, можно провести аналогию с изображением таджикских строителей Галустяном, например: например
  15. 15,0 15,1 Why cartoon characters wear gloves
  16. Крейзи, хотя и неунывающий персонаж, периодически играющий на банджо, в остальном ведёт себя по-другому.
  17. Felix the Cat & Blackface
  18. Стоит заметить, что банджо в то время было сугубо негритянским инструментом.
  19. Всё это происходит в первом мультфильме про кролика Освальда «Poor Papa».
  20. Cartoon Minstrels; в дополнение ко влиянию «Krazy Kat».
  21. Например, самая известная труппа чернокожих менестрелей рекламировала себя именно «Посмотрите на негров, какие они между собой, какие они в реальной жизни в кукурузном поле, на выпалывании сорняков, в хлеву, на плотине и на баржеi». По сведениям Википедии, со ссылкой на «The Clipper» от 6 сентября 1874.
  22. Более поздний пример — появление постоянного персонажа Whitewash Jones (буквально — «Чумазый Джонс») в комиксах «Young Allies» аж в 1941 году, соответствующего этим же стереотипам. См. Washington Jones (Earth-616)
  23. Life Before Mickey
  24. Например, в документальном фильме «King Size Comedy: Tex Avery and the Looney Tunes Revolution»
  25. Tex Avery на Cartoons Wiki
  26. Это ещё одна причина, почему стиль «Krazy Kat» и образы из минстрел-шоу хорошо легли на анимацию
  27. У Тома жёлтые глаза и голубовато-серая шерсть. Серые персонажи смотрелись блёкло и невыгодно в чёрно-белой анимации.
  28. Tex Avery на Cartoon Wiki
  29. Документальный фильм «King Size Comedy: Tex Avery and the Looney Tunes Revolution»
  30. Red. Отсылка на Красную Шапочку (нашего времени), и одновременно на то что она рыжая.
  31. The Screwy Genius of Tex Avery
  32. Chuck Jones — The Evolution of an Artist
  33. Микки Маус, Дональд Дак, Гуфи и другие мультяшки Диснея перешли в новое, менее мультяшное качество в мультсериалах «Часа Диснея», таких как «Утиные истории» и «Спасатели» и мало повлияли на новый интерес к классическим мультяшкам.