Косплей

Материал из ВикиФур
Землеройка-бурозубка Фру-Фру из «Зверополиса». Автор Cowbutt Crunchies.
Косплей Кристал на Further Confusion от Аяно Харумаки, на основе опушистенного зентая.

Косплей — переодевание и изготовление костюмов известных персонажей, в основном на конвентах. Зачастую используются герои мультфильмов, фильмов, аниме, комиксов, книг и так далее. Традиция костюмов зародилась в Америке, хотя слово «косплей» пришло из Японии и иногда употребляется лишь в значении костюмов анимешных персонажей и японской версии этой традиции. Американская традиция костюмов при возникновении фурри-сообщества из гик-сообщества перетекла в фурсьюты.

Термин cosplay состоит из сокращённого словосочетания «costume play», что переводится как «костюмированная (актёрская) игра». Что означает претворение в жизнь образа героя вымышленного произведения.

Направления косплея[править]

В целом косплей может быть как в полном костюме, закрывающем лицо (как фурсьюты), так и в гриме. Изначально фурсьюты, изображающие абстрактных и авторских персонажей, не считались чем-то особенным, разве что новым костюмным течением, однако теперь они в основном появляются на фурри-конвентах и на других бывают только в небольших количествах, если носитель по какой-то причине не может или не хочет прийти в подходящем костюме. Исключение составляют фурсьюты персонажей и рас из произведений соответствующей конвенту тематики.

Костюмы персонажей встречаются и на фурри-конвентах, например, на Anthrocon можно было увидеть норку Минерву Минк, а на Califur — лисицу Кристал[1] (существуют также и другие Кристал-косплееры, которые тоже используют бодипейнт, но также много тех, что используют фурсьюты и обтягивающие зентай-костюмы). Кожа косплеера скрывается одеждой, в том числе обтягивающей, либо окрашивается гримом. На лице может быть маска, но это не обязательно.

Сами же фурри кроме фурри-конвентов посещают другие гик-конвенты, например, по комиксам, где любят фотографироваться и фотографировать фурсьюты в окружении героев. Также американские фурри в фурсьютах любят тусоваться в кругу трекерах клингонов, иногда устраивая совместные мероприятия.

Косплей часто встречается в фэндоме MLP:FiM. Это крашенные волосы (парик) и одежда соответствующих цветов, ушки, рог, хвост, крылья, а также кьютимарка на одежде — либо именно фурсьют или иногда просто ушки и узнаваемый стиль одежды (например, радужные полоски).

В японском косплее, в отличие от западного, предъявляются большие требования ко внешности косплеера (бо́льшие, чем к костюму). Косплеер должен быть с красивым лицом и фигурой в противном случае его могут затравить за оскорбление образа своим некрасивым лицом и фигурой. В западном косплее ситуация противоположная — там никто не будет критиковать косплеера за вес, рос, черты лица, цвет кожи; и оценивается в первую очередь сколько он сил вложил в создание костюма и как точно передал детали.

История[править]

В современном понимании косплей возник в 1939 году, когда Миртл Джонс и Форрест Аккерман пришли на первый Всемирный конвент научной фантастики в Нью-Йорке, переодевшись в героев космооперы — то вызвало фурор у посетителей, и уже на следующем конвенте в 1940 году прошёл бал-маскарад, среди участников которых проводился конкурс на лучший костюм. Маскарад стал традицией дошедшей до наших дней — но в первые десятилетия костюмы были очень простые, создававшиеся для желания выделиться (у фантастических нарядов даже появился термин «футуристикостюм»), а не для желания получения приза. Но к началу шестидесятых годов ситуация стала развиваться. Люди стали подходить к созданию костюма серьёзней, тратя на него больше времени и денег, а костюмы перестали быть строго футуристическими (инопланетяне и пилоты космолётов) — появились супергерои и эльфы.

История слова «косплей» и японской традиции[править]

В 1984 году гостем сорок второго конвента научной фантастики стал Нобуюки Такахаси. Его поразили фантастические костюмы, и вскоре он поделился удивлением с японской прессой, — назвав это «косплеем». Отаку приняли увлечение с восторгом.

В девяностые годы аниме быстро набирало популярность на Западе, а с ним и косплей который заново проник на Запад. Молодое поколение анимешников ничего не знало о полувековой истории костюмированных вечеринок и посчитало косплей японским изобретением. Различные фестивали наполнились людьми в ярких костюмах. Начали появляться международные конкурсы, а с распространением интернета появились сайты посвящённые косплею, где можно себя показать, попросить совета, поделится опытом.

Японский опыт принёс и другое. Первые косплеи сороковых не повторяли образ буквально, а давали волю фантазии и выдумывали свои наряды для персонажа, а также не входили в роль персонажа. Только в семидесятых, когда стали популярны «Звёздные войны» и «Звёздный путь», поклонники стали соревноваться, у кого лучше пошит довольно простой наряд и кто лучше изобразит образ. Но до девяностых это забылось (молодёжь посчитала косплей японским изобретением, и всё начала с нуля)[Нужен источник][?]. Для японских косплееров важным оказался именно отыгрыш. Поэтому костюм должен соответствовать одежде персонажа, а также макияж. Косплеер повторяет характерные жесты героя, его осанку и настроение.

Западные косплееры, опробовав свои свои силы на буквальном копировании образа, через некоторое время снова начали проявлять фантазию — интернет наводнился фотосессиями диснеевских принцесс сращивающимися с зомби или героями в другом чуждом образе (например, байкерами, Флаттершай с цепной пилой). Со временем грань между западным и восточным косплеем исчезла, так и фэндомы на конвентах перемешаны. Персонажи американских комиксов, английских сериалов и японских мультфильмов могут стоять на одной сцене, так как все они — одна гиковская культура.

История русского косплея[править]

История русского косплея как мероприятия принято считать с 2002 года, с показа на Третьем всероссийском фестивале японской анимации в Воронеже.

Критика[править]

Некоторые авторы фантастических произведений критикуют косплей. Например, иллюстратор Пэт Бродерик[2][3][4][5], работавший над комиксами о «Зелёном Фонаре», «Балотной Твари», «Капитане Атоме», «Бэтмене», отказывается выступать на конвентах, если в их программе есть косплей. По его словам, косплей отвлекает участников от основной программы — узнать о новинках, пообщаться с создателями, а люди идут чтобы сделать селфи с популярными персонажами. Также, в отличие от коллекционеров, косплееры не приносят индустрии и авторам доход — они тратят много денег на создание костюма, но эти деньги не идут издателям, художникам и другим людям приложившим руку к созданию персонажа. Хотя косплей является бесплатной рекламой произведения, и косплееры вполне покупают стафф по любимому произведению.

Некоторые производители всё же получают выгоду от косплея. Производитель видеоигр Square Enix выпускает комплект серебряных украшений почти к каждой своей ролевой игре. Ведь, например, костюм Скволла из «Final Fantasy VII» без шейного брелока Leonheart[6] в глазах фанатов будет незаконченным. Корпорация Bandai снабжает магазины десятками наименований товаров необходимых косплеерам (например, нашивки). Оружейная фирма Tokyo Marui (известная страйкболистам) является официальным партнёром Capcom, и создаёт точные копии оружия использовавшегося в «Resident Evil».

Галерея[править]

Примечания[править]

[7] [8]

  1. Krystal — Starfox Adventures by Catwoman69y2k on DeviantArt, косплей Кристал у Kat the Leopardes на Califur
  2. The War On Cosplay – Pat Broderick Takes Aim на bleedingcool.com
  3. Batman artist's Facebook rant against cosplay на telegraph.co.uk
  4. Editorial: Why Cosplay Matters на escapistmagazine.com
  5. Цитата от 4 декабря 2014 года на facebook.com
  6. http://www.finalfantasyunion.com/charimg/squall-leonhart.jpg
  7. Журнал «Мир Фантастики» № 138 (февраль 2015), страница 76, статья «Стиль жизни. Косплей» (Ксения Аташева).
  8. Журнал «Страна Игр» № 174 (октябрь 2004), страница 136, рубрика «Банзай!», статья «Брюки превращаются…» (Валерий Корнеев).

Ссылки[править]