Кентавры

Материал из ВикиФур
(перенаправлено с «Кентавр»)
  • Источники: В статье много нетривиальных утверждений, которые невозможны без опоры на источник. Следует добавить источники.все
Обложка «Advanced Dungeons & Dragons», 1989

Кентавры (др.-греч. κένταυρος «кентавр», ср.-греч. «центавр») — мифологическая раса тавров с нижним телом лошади и верхним — человека. Происходят из древнегреческой мифологии. Большая часть мифов о кентаврах показывает их своенравным диким народом, ценящим воинскую доблесть и выпивку. Образ кентавров стал вдохновением для тавров — типа анатомии в фурри-культуре, где вместо человеческой части гуманоидное животное, а внизу соответствующее звериное тело (например, лиса или скунса). Вне фурри-фэндома рисуют и других немифологических кентавров-полулюдей — зебр, коров, оленей.

Кентавры часто встречаются в фэнтези, хотя не так распространены, как эльфы и гоблины. Версии этой расы есть в ролевой игре Dungeons & Dragons (играбельны с 1993 года), «Хрониках Нарнии», мире Warcraft и многих других произведениях. Чаще всего кентавры изображаются согласно античной традиции — человеческий торс на теле лошади, но иногда человеческой части придаются животные черты. Например, у кентавра из комикса «Advanced Dungeons & Dragons» лошадиные уши и пышная грива. Иногда грива кентавров идёт по всему хребту до сочленения с конским телом и на голове переходит в ирокез.

Мифология[править]

Прародителем кентавров считается герой Кентавр (др.-греч. Κένταυρος), сын безумца Иксиона и нимфы-облака Нефелы[1] (по другой версии — Аполона и Стилбы). Он родился таким уродливым и сгорбленным, что люди его не принимали, и Кентавру пришлось жить подобно животному. От него магнесийские кобылицы породили кентавров.

Хирон[править]

Кентавр Хирон (др.-греч. Χείρων, Хейрон; от χείρ «рука») — сын титана Кроноса и нимфы Филиры. В мифах либо Кронос превратился в коня для секса, либо он после превратил в нимфу кобылицу (чтобы скрыть от жены, богини Реи).[2] Фактически брат богов Зевса, Аида, Геры и других. В отличие от прочих кентавров, Хирон был бессмертным, но отказался от бессмертия.

Отличался от расы кентавров хвостом как у сатира. Также могут приписывать крылья.

Наиболее разумный среди кентавров; «в отличие от других — символ не стихийного буйства, а стихийной мудрости» (Михаил Гаспаров)[3]. Искусный врачеватель[4]. Обучал многих героев: Ясона, Диоскуров, Ахилла[5] (считавшегося его потомком), возможно, Орфея и других. Он стал созвездием Кентавра, хотя планировал на созвездие Стрельца.

Кротос[править]

Кентавр Кротос (др.греч. Κρότος). Сын Пана и Евфемы.

Изобрёл аплодисменты (хлопки) как знак похвалы музам, и музы попросили Зевса вознести его на небо.[6] Он стал созвездием Стрельца.[7]

Несс[править]

Кентавр Несс (греч. Νέσσος) пытался изнасиловать жену Геракла Деяниру когда он за плату переправлял её через реку Эвен. Прямо в воде или первым выйдя на берег. Переходивший следом Геракл смертельно ранил Несса стрелой пропитаной ядом Лернейской гидры. На последок он коварно рассказал Деянире что его кровь (и спёрма) может служить приворотным зельем смешанная с оливковым маслом. Когда Геракл решил женится и на пленённой царевне Иоле города Эхалия (который Геракл захватил за отказ женится), Деянира пропитала хитон отравленной кровью Несса, и послала одежду Гераклу чтобы вернуть любовь. Геракл умер.[8]

В дантовской «Божественной комедии» (XIIII век) в части «Ад» (инферно) Несс вместе с Хироном и Фолом стреляют из лука в тех грешников (тиранов и разбойников) что вынурнут из раскалённой крови в первом поясе 7 круга. Как босс в играх Titan Quest (2006), Rise of the Argonauts (2008). Появился в диснеевском «Геркулесе» (1997). Появился в фильме «Геракл в подземном царстве» (1994) как ключевая фигура фильма, а в сериале «Удивительные странствия Геракла» появился его брат близнец в эпизоде Darkness Falls.

Фол[править]

Кентавр Фол (др.-греч. Φόλος). Сын Силена и Мелии. Случайно умер от стрелы Геракла, вытаскивая её из напавших на них кентавров, привлечённых на запах вина.

Появления[править]

  • Сериалы «Удивительные странствия Геракла», «Зена — королева воинов», «Ясон и герои Олимпа» и другие произведения про мифологическую Грецию.
  • В комиксе «Advanced Dungeons & Dragons» один из главных героев — кентавр (Тимофей Кентавр). Он дружит с дворфом (гном, цверг) Onyx the Invincible. Комикс выходил у DC Comics по лицензии от TSR с 1988 по 1991 год, до её завершения (использовался сеттинг Forgotten Realms). В Catspaw (№ 9-12) Тимофей устраивается на работу курьером, в Scavengers (№ 24-26) после битвы с оркам он тяжело, и Ваджра помогает пройти метель. В главе Summer in the City (№33) борется в армрестлинге.
  • В мультфильме «Футурама: Игра Бендера» показаны кентавры, пародирующие расу из ролевой игры Dungeons & Dragons. Во время инцидента с Тёмной матерей все попали в другую реальность основанную на «Властелине колец» и других фэнтези. Туранга Лила становится кентавром Лиголой, а Гермес Конрад кентавром Гемрафрадитусом — полуконём-полуженщиной — лидером миролюбивых кентавров.
  • В серии файтингов «Mortal Kombat» чудовищный кентавр Мотаро — один из боссов[п].
  • В мире Warcraft племена кентавров ведут постоянную войну с тауренами и друг другом.
  • 24-й выпуск комикса «Lucifer» посвящён жизни кентаврицы.
  • В мультсериале «My Little Pony: Friendship is Magic» один из антагонистов — Лорд Тирек. Но так как людей в сеттинге нет, то у него бычья голова и козлиная бородка.
  • В манге «Беспокойный кентавр» действие происходит в мире, в котором первые наземные животные были шестиногими, а не четвероногими, поэтому мифологические существа вроде кентавров, русалок, сатиров и драконов заняли места людей в современном обществе.
  • Полкан — кентавр (киноцефал) из русских/белорусских/украинских сказок и лубков, персонаж «Повести о Бове Королевиче» где враг оного богатыря. От итальянского Pulicane (Пуликане — полупёс от брака женщины и кобеля), а в народной этипологии от слова полуконь. Персонаж появился под влиянием рыцарского роман Андреа да Барберино «Французские короли» (итал. I reali di Francia), написанного около 1400 года.

Трансформации кентавров[править]

Обложка Superman’s Girl Friend Lois Lane № 92, май 1969.

Иногда кентавров рассматривают как переходную форму между человеком и лошадью или как одну из форм лошади-оборотня. Например, в видеоигре «Golden Axe: The Revenge of Death Adder» один из играбельных персонажей — кентаврица Дора, превращающаяся в человека во время верховой езды. В книге «Changing Breedsсм.» для нового Мира Тьмы описаны лошадиные оборотни ушшайшравы и такускансы, способные принимать форму человека, кентавра и коня. В 92-м выпуске комикса «Lois Lane» на Лоис накладывают заклинание, превращающее её сначала в кентаврицу, потом в лошадь. В Dungeons & Dragons/d20[где?] описана раса разумных лошадей, охраняющих стада животных собратьев и способных принимать форму кентавра для общения с людьми.

Примечания[править]

  1. Пиндар. Пифийские песни II 44
  2. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 4; Гесиод. Перечень женщин, фр. 89 Цыбенко (POxy 2509); Пиндар. Пифийские песни IV 103, 115; Вакхилид. Дифирамбы XXVII 34
  3. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. Подготовка издания М. Л. Гаспарова. — Москва, Наука, 1980 г. — Стр. 420.
  4. Гомер. Илиада IV 219; XI 832.
  5. Гораций. Эподы 13, 11-18
  6. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 28
  7. Гигин. Мифы 224
  8. Wagner R., Quilling F. Nessos 2 // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: B. G. Teubner, 1902. — Bd. III, 1. — Стб. 280—287

Ссылки[править]

Группы и сообщества
deviantARTКентавры