Канон

Материал из ВикиФур

Канон, или официальная вселенная — официальная информация о вселенной какого-либо цикла произведений, в отличие от фанатского творчества и ролевых игр. В канон могут входить персонажи, события, особенности мира, графический стиль и многое другое. Вопрос канона важен для многих фанатов, которые предпочитают или стараются создавать творчество, близкое к оригинальным произведениям. Иногда создатели цикла сами объявляют те или иные произведения каноничными, иногда это целиком восприятие фэндома.

В фурри-фэндоме каноны могут быть у созданных фуррями произведений и даже у авторских персонажей[1]. Например, по канону персонаж может быть антропоморфным и жить в мрачном мире киберпанка, но во многочисленных рисунках своего создателя и других авторов он вполне может быть четвероногим, весёлым, может встречаться с персонажами, которые не существуют в его мире. Такие появления автор может назвать неканоничными или альтернативными, то есть не пересекающимися с настоящей жизнью персонажа.

«Каноном» могут для краткости назвать каноничного персонажа, то есть появлявшегося в официальной вселенной. «Неканон» — персонаж, придуманный фанатами.

Степень каноничности[править]

Есть разные степени и типы каноничности. Как правило, именно «каноном» называют оригинальные произведения, созданные первоначальным автором. Последующие произведения цикла могут включаться в канон в зависимости от того, когда они были созданы (вскоре ли), кто их создал (первоначальный автор ли), были ли они задуманы во время создания первого произведения, нет ли в них противоречий.

Официальные произведения, вышедшие в других форматах (например, видеоигра по фильму[2]) или не входящие в канон по другим причинам, называют расширенной вселенной (Expanded Universe, EU) или субканоном. От расширенной вселенной может требоваться отсутствие противоречий с каноном, а может не требоваться — особенно если авторов специально просят изложить свои интерпретации.

Иногда отдельные подциклы имеют свой канон. Это часто происходит, когда по малоизвестному произведению выходит фильм или сериал, в котором канон интерпретируется вольно: произведение в популярном формате привлекает много новых фанатов, для которых оно становится основным источником информации.

Термины[править]

На примерах из «Короля Льва»:

Канон, (официальная) вселенная, «по канону»
  1. Мир из первичных произведений (например, из мультфильма «Король Лев», но не «Тимон и Пумба»). Первичность произведений оцениваться по-разному разными фанатами (например, «Король Лев 2» может считаться в составе канона, а может не считаться).
  2. Факты из источников, опубликованных владельцами прав на вселенную или по их лицензии (например, «The Lion King: The Brightest Star», но не «Хроники земель прайда»).
Официальное произведение
  1. Произведение, изданное владельцем прав на вселенную.
  2. Произведение, которое владельцы прав назвали официальным (в отличие от, например, юмористических произведений по той же вселенной, которые изданы владельцем прав и названы неофициальными).
Расширенный канон, расширенная вселенная, Extended Universe (EU), субканон
Факты из официальных источников, появившиеся уже после выхода канонического произведения, часто в других форматах. Например, события мюзикла «Король Лев».
Continuity, преемственность, цепочка
Согласие и упоминание в хронологически последующих произведниях фактов и событий из предыдущих, включая мелкие детали и рядовые происшествия.
Фанон, Fanon
Факты, отсутствующие в каноне, но широко распространённые среди фанатов.
Альтернативный канон, -verse
  1. Факты из официального произведения, отличающиеся или конфликтующие с первичным каноном. Иногда записывается как «формат-verse» (например, movie-verse — вселенная фильма) или «формат-fic» (например, moviefic).
  2. То же, что и фанон.
Альтернативная вселенная, нон-кон, АУ, AU, Alternative Universe, non-canon
  1. Фанфик, вселенная которого сильно отличается от канона хотя бы в одной важной детали. Например, мир, где гиены убили Симбу ещё в детстве.
  2. То же, что и альтернативный канон в первом значении.
Хэдканон (headcanon), хедканон, шутливо «головопушка»
Факты, считающиеся верными в конкретном фанатском произведении, но не подкреплённые или даже противоречащие официальному канону. Эти факты могут быть общими для цикла произведений или даже для небольшой группы авторов. Если распространение шире, факт считается частью фанона.

Производственная библия[править]

При создании длинного цикла, особенно когда задействовано много авторов, часто составляют библию — производственный канон. Она может включать описания персонажей и мира, модельные листы, план развития сюжета, правила и рекомедации, что какие сюжетные ходы допустимы, а какие — нет. Каждый автор должен ознакомиться с библией и уметь с ней работать. Когда такие библии попадают к фанатам (например, в качестве дополнительного материала на DVD), они становятся ценным источником каноничной информации. Хотя бывает, что цикл накапливает вынужденные или случайные отличия от библии, поэтому она не всегда равна канону.

Канон и сообщество поклонников[править]

Фанатские произведения, особенно фанфики, часто маркируют в соответствии с отличиями от канона. Например, «AU» (альтернативная вселенная) означает, что произведение сильно отходит от канона, экспериментирует на тему «что было бы, если бы…?» Пометки в духе «movie-verse» и «TAS-verse» указывают, какая версия канона используется (в этом примере — фильма или мультсериала соответственно).

Иногда детали, возникшие в фанатском творчестве, получают большое признание в фэндоме и появляются у многих других авторов. Такие детали называют «фаноном» — фанатским каноном. Бывает, что фанон принимают в официальную вселенную[3], хотя это случается очень редко.

Исследование канона[править]

Основная статья: Фанатские исследования

Когда создатели крупного цикла не указывают сами, что является каноном, а что нет, фэндом часто стремится установить это самостоятельно. Критерием является отсутствие противоречий и следование духу первоначальных произведений цикла. Если в самом каноне есть противоречия, фанаты часто пытаются разобраться, и даже когда это явно ошибка авторов — стараются придумать объяснение, правдоподобное по логике вселенной.

Часто фанаты стараются выяснить и те факты, которые ни в одном произведении не были указаны явно. В таком случае опираются на косвенные признаки.

«The Sunset of Their Reign» — версия Ахади от SickRogue, нарисованная согласно тексту книги, а не противоречащей ей иллюстрации.

Пример: Король Лев[править]

Для вселенной TLK оригинальным является первый фильм «Король Лев». После этого вышло несколько иллюстрированных книг, мультсериал «Тимон и Пумба», а затем с перерывами ещё два фильма. Также существуют европейские комиксы и фанфик-роман «Хроники земель прайда».

И книги, и сиквел продолжают сюжет первого фильма, но имеют противоречия друг с другом. Кроме того, сиквел критикуют за качество, а книги написаны людьми, не участвовавшими в создании первого фильма. Эти произведения обычно считаются расширенной вселенной. Сиквел, как более известный и драматичный, используется в фанатском творчестве и ролевых играх, а факты из прошлого Прайда почти всегда берутся из книг.

Мультсериал «Тимон и Пумба» и третий фильм гораздо более мультяшны, чем оригинальный фильм, и трактуют его канон вольно. Несмотря на официальность, они обычно считаются юмористическими произведениями, не входящими в канон (хотя предыстория Тимона не имеет противоречий с каноном и обычно считается подлинной).

Немецкие комиксы считаются ещё одним произведением расширенной вселенной, потому что показывают много дополнительных персонажей. В фильмах показано много львиц, но их характеры не разработаны, а также оставлено без ответа несколько вопросов о генеалогии. Немецкие комиксы заполняют эти белые пятна, не создавая противоречий с каноном.

Роман «Хроники земель прайда» никогда не причисляется к канону, потому что создан фанатами, однако он настолько подробно описывает вселенную TLK, что на долгое время стал фаноном. Для заполнения белых пятен в каноне часто обращались к нему. После выхода второго фильма «Хроники» постепенно утратили былые позиции, однако их влияние до сих пор прослеживается в фанатском творчестве (например, изображение Рафики в качестве лекаря и образ «львиного бога» — Айхею (особенно в русскоязычном сообществе).

Примечания[править]

  1. Пример: Описание фурсоны Equivamp
  2. Хотя бывает, что авторы вынуждены сменить формат: например, если телесериал закрывают, но есть возможность продолжить историю в комиксе.
  3. Например, в фильме «Звёздный путь» 2009 года в обновлённый канон приняли второе имя капитана Кирка (Тиберий), возникшее и получившее популярность в фанфиках.

Ссылки[править]