Енотовидные собаки

Материал из ВикиФур
Pokapon Gijinka, персонаж ShikakuSuika.

Енотовидная собака, или уссурийский енот, мангут, в Японии тануки — вид хищников семейства волчьих, изначально обитавший только в Японии и в дальневосточной России. В 1927—1957 годах мангутами обогатили природу СССР, откуда этот успешный вид расселился по многим странам Европы. Тануки играют большую роль в японской культуре.

В природе[править]

Енотовидная собака.

Мангут величиной со среднюю собаку, длина тела 65—80 см, хвоста 15—25 см; масса — 4—10 кг. Тело коренастое, длинное, выгибается как у куницы. Ноги короткие. Мех тёмно—бурый, снизу более светлый; длинный и густой, но грубый. Мордочкой мангут похож на енота-полоскуна: хорошо заметен тёмный рисунок в виде маски, на щеках — пепельно-серые бакенбарды. Хвост короткий, пушистый, без поперечных полос.

Енотовидные собаки — всеядные хищники, активные в сумерках и ночью. В их диету входят насекомые, грызуны, амфибии, рыба, моллюски и падаль. Нередко мангуты селятся вблизи людских поселений или дорог, чтобы легче находить пищу — объедки, кур и культурные растения. В сельском хозяйстве мангут считается вредителем. Зимой, когда еды мало, мангуты впадают в спячку — в отличие от всех остальных волчьих. Естественными врагами енотовидных собак являются волки, рыси, лисы и хищные птицы. В случае опасности мангут может правдоподобно притвориться мёртвым, тоже единственный случай такого умения среди волчьих. Также они одни из немногих волчьих, которые умеют лазать по деревьям.

Подобно лисам, мангуты не лают: они рычат, подвывают, тявкают и иногда мяукают. Их голос тоньше, чем у средней собаки.

Енотовидные собаки составляют род Nyctereutes, который считается базальным для волчьих (близкородственным последним общим предком семейства). По разным классификациям вид делится на четыре или пять подвидов. Некоторые исследования указывают, что японская енотовидная собака (тануки) может быть отдельным видом.

Сходство с енотовыми и куньими[править]

Мангута легко перепутать с енотом-полоскуном. Однако есть отличия:

  • Мех енота чёрно-белый, мангута — коричневатый.
  • Нос мангута светлый, а у енота «маска» сходится на носу.
  • Хвост енота полосатый, а у мангута тёмный только кончик.
  • На лапах енота длинные хваткие пальцы. У мангута обычные собачьи лапы. В отличие от енота, мангут не может ходить на двух ногах.
  • Уши мангута округлые, широкие, похожи на медвежьи. У енота — узкие.

В переводах с японского енотовидную собаку часто называют енотом или барсуком. В свою очередь в аниме и других японских произведениях еноты часто изображаются как мангуты — кремово-коричневыми, с закруглёнными ушами, а мангуты — с полосатым хвостом и сходящейся на носу «маской».

Японское письмо не всегда отличало мангута от барсука или кошки, и в некоторых диалектах они до сих пор обозначаются их одним иероглифом (狢, тануки или мудзина).

Тануки[править]

Хатимон, тануки из аниме и манги «Инуяша».
Основная статья: Тануки

Японский фольклор приписывает тануки роль животного-оборотня, сходную с кицунэ. Тануки часто ходят на двух лапах или изображаются в виде псоглавцев. Они могут превращаться в предметы и используют это для проказ над людьми. Начиная с периода Камакуры (1185—1333 г.), тануки часто фигурируют как комические персонажи. Искусство и легенды изображают их с неправдоподобно большими яичками, преувеличивая это качество енотовидных собак. В некоторых сюжетах яички тануки настолько огромны, что он может играть на них как на тамтамах, закидывать их за плечо, укрываться ими или превращать их в дом. Они считаются одной из семи благодетелей тануки и символизируют богатство и счастье.

Тануки могут выступать как в положительном, так и в отрицательном образе. Их фигуры как покровителей благополучия ставят перед магазинами, ресторанами и храмами. В конце Камакуры и в последующий период Муромати оборотни-тануки стали появляться в сюжетах в зловещей роли. Например, в истории «Кати-кати яма» (досл. «Гора огненного треска») тануки подаёт старику то, что называет «супом старой дамы». Блюдо было приготовлено из убитой жены старика подобно тому, как «суп тануки» готовят из енотовидной собаки.

Персонажи[править]

Несмотря на широкое распространение енотовидных собак в Европе и Азии, персонажи этого вида часто так или иначе относятся к мифологическим тануки. Даже когда речь идёт не о животном-оборотне, персонаж может демонстрировать детали японского мифа: способность отбивать ритм на животе, ношение листиков, имя на японский манер. Особенно распространены имена, обыгрывающие междометие «покапон» (звук, с которым тануки отбивает ритм).

Раса енотовидных собак-мутантов есть в «Mutants of Xanadu», фанатском дополнении к ролевой игре «After the Bomb». Этот материал посвящён Азии, и описание енотовидной собаки указывает альтернативное название «тануки», но мутант не получает никаких сверхъестественных способностей.

Примеры персонажей[править]

См. также[править]