Усы

Материал из ВикиФур
(перенаправлено с «Вибриссы»)

Усы — выступающие тонкие выросты или волосы на теле животного.

У млекопитающих и рептилией усы по-научному называются вибриссы. В быту вибриссы называют усами. Но правильней называть усами плотное скопление волос на верхней губе. Такие усы не принято видеть на женских персонажах, а вот вибриссы на самках никак не говорят о гендере. Также сериале «Хроники Рэдволла» у мыши Уррана Во были усы и вибриссы одновременно. Персонажи с вибриссами выглядят более реалистичными.

В природе[править]

У зверей[править]

Усы наземных позвоночных называются вибриссы. Это жёсткие волосы, участвующие в процессе осязания. Они чувствительны к прикосновениям и таким образом выполняют сенсорную функцию. Вибриссы обычно находятся на морде, хотя у некоторых сумчатых расположены на стопах.

Китовым усом называют роговые образования по краям верхней челюсти усатого кита, служащие для отцеживания планктона. На морде китов также есть короткие осязательные волоски, с помощью которых животное определяет присутствие планктонных рачков в воде. По местоположению эти волоски аналогичны нашим бровям, усам и бороде.

В природе усы как элемент внешности (не осязательные), помимо людей, часто встречаются у обезьян. Примеры: императорский тамарин и орангутан (старые самцы).

У членистоногих[править]

У насекомых усики (антенны) представляют собой пару придатков, расположенных на головной капсуле. Существует много форм усиков: нитевидные, щетинковидные, чётковидные, пиловидные, булавовидные, перистые, коленчатые, щетинконосные. Особого развития усы достигают у жуков-усачей, кузнечиков и разнообразных пещерных насекомых. У пауков орган, который у насекомых развился в эти самые усы, вместо этого развился в клыки с пищеварительным ядом.

У ракообразных усы могут достигать больших размеров, придавая их обладателям причудливый облик (например, мощные усы лангустов). У крабов усы очень короткие, а у креветок достигают большой длины. У микроскопических планктонных ветвистоусых рачков (дафния, циклоп) разветвлённые усы служат главными органами движения и парения в толще воды.

У рыб[править]

У рыб усы представляют собой мягкие, лишённые скелета подвижные выросты, расположенные чаще всего вокруг рта и снабжённые множеством чувствительных клеток. Крайне редко усы рыб бывают непарными: у трески и налима один ус на подбородке. Чаще всего усов бывает одна или несколько пар (карповые, вьюновые, практически все сомы, барабульки). У пимелодовых (антенноусых сомов) длина усов значительно превышает длину тела. У лорикариевых сомов на морде развивается значительное количество коротких, иногда раздвоенных усиков по краю морды и по средней линии головы (например, сомы анциструсы). У синодонтисов (сомы-перевёртыши, или перистоусые сомы) две пары усиков на нижней челюсти имеют перистую форму. У мелких лабиринтовых рыб (лялиусы, мелкие гурами) роль усов выполняют сдвинутые вперёд брюшные плавники, имеющие нитевидную форму.

У людей[править]

Усы людей — это волосы или волоски, растущие под носом, на верхней губе. Существует много видов и форм усов. Вместе с бородой и бакенбардами усы могут использоваться как показатель статуса в обществе. Усы антропоморфов могут быть оформлены так же и служить той же цели. Иногда в этой роли выступают щупальца (например у доктора Зойдберга).

Примеры персонажей[править]

Женские персонажи с усами:

Галерея[править]