Тигры

Материал из ВикиФур
(перенаправлено с «Бенгальский тигр»)
У этого термина есть и другие значения, см. Тигрёнок, Тигр (кот).
На эту статью ведут перенаправления, которые потенциально могут быть статьями: Бенгальские тигры

Тигр (Panthera tigris) — самый крупный представитель из семейства кошачьих и один из крупнейших хищников.

В природе[править]

Тигры любят воду.

Тело тигра вытянутое, мускулистое, хвост длинный, равномерно опушенный. Голова округлая. Уши и баки короткие. Волосяной покров плотный и низкий у южных подвидов, пушистый — у северных. Фон окраски на спине и боках жёлтый или оранжевый, на горле и брюхе белый или желтоватый, с коричневыми или чёрными поперечными полосами. Форма и внешний вид полос у каждой особи уникальны, подобно отпечаткам пальцев, что позволяет специалистам зоопарков и заповедников легко опознавать отдельных особей. Характерная окраска тигра позволяет ему оставаться незамеченным в зарослях. Она варьируется в различных географических районах, и по ней различают подвиды тигра. На передних лапах по пять пальцев, на задних — по четыре, все с втяжными когтями.

Тигр — самый крупный современный зверь семейства кошачьих (крупнее только лигр, гибрид льва-самца и тигрицы). Тигры населяют различные местообитания, включая мангровые болота и бамбуковые чащи в тропиках, густые закустаренные леса в более прохладных областях, голые каменистые сопки и тайгу на севере. В горах они поднимаются выше 3000 м над у. м. В зависимости от местообитания, обилия добычи и пола тигра индивидуальный участок взрослого зверя занимает от 200 до 3000 км2.

Охотятся тигры в основном на крупных млекопитающих, например кабанов, оленей, антилоп, буйволов, гауров и тапиров, но едят также птиц, лягушек и других мелких животных. В Манчжурии и Сибири они регулярно нападают на бурых и гималайских медведей. Довольно часто их добычей становится домашний скот, но человеческие жертвы сейчас очень редки.

Тигр может одним прыжком покрыть 9 м, но старается подкрасться как можно ближе и одним ударом сбить жертву с ног. Крупным зверям он обычно перекусывает клыками глотку и не отпускает, пока они не задохнутся; мелким тигр обычно перегрызает сверху шею.

Тигрицы мельче самцов, а северные животные намного крупнее южных. Самым мелким подвидом был уже вымерший балийский — самки его весили всего 65 кг. Самые крупные тигры — амурские: масса самцов превышает 300 кг. Длина тела без хвоста (с учётом недавно вымерших популяций) колеблется от 1,3 у самок до 2,3 м у самцов; хвост примерно втрое короче. Высота в холке от 0,6 у самок до 1,1 м у самцов. На передних лапах по пять пальцев, на задних — по четыре, все с втяжными когтями.

Если не считать короткого брачного сезона и периода ухода матери за потомством, тигры ведут одиночный образ жизни. Спаривание происходит без определённого графика, на севере ареала — зимой. Беременность длится 102—106 дней, а в помёте обычно от одного до четырёх тигрят. Рожает тигрица, как правило, раз в два года. Половая зрелость наступает в возрасте 3—4 лет у самок и 4—5 лет у самцов, хотя в зоопарках допускают к размножению и двухлетних животных. В неволе тигры живут до 26 лет; в природе, по-видимому, столько же[1].

Выделено 8 подвидов тигра[1]:

  • Бенгальский, или индийский (P. t. tigris).
  • Туранский (P. t. virgata) из Западной Азии — вымер.
  • Индокитайский (P. t. corbetti).
  • Китайский (P. t. amoyensis), от которого осталось всего около 30 особей.
  • Амурский (P. t. altaica).
  • Суматранский (P. t. sumatrae).
  • Яванский (P. t. sondaica) — вымер.
  • Балийский (P. t. balica) — вымер.

В мифологии[править]

Шакти на тигре.

В Юго-Восточной Азии тигр известен и как дух гор и пещер. Великие маги, выступающие как устрашители демонов, как правило, изображаются восседающими на тигре. Особые обряды связывались с представлением об огромной жизненной силе тигра. Каракалпакские женщины считали, что избавление от бесплодия может быть достигнуто вкушением кусочка мяса тигра, поклонением его следам, прыганьем через шкуру тигра; узбекские женщины окружали особым почтением охотника, убившего тигра, и тому подобное. Представления о тигре, известные из подобных ритуалов, находят дополнительные аргументы в архаичных мифоритуальных традициях, когда речь идёт о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти. В этой связи приобретает особое значение образ малоазийской богини плодородия с двумя леопардами или с леопардом и львом в хатто-хеттской мифологической традиции; дальнейшей трансформацией этой темы, возможно, является и образ героя в шкуре леопарда, льва или тигра. Связь тигра с женским божеством можно видеть в том, что в более позднем индуистском пантеоне тигрица соотносится с ездовым животным (вахана) шакти Махадевы. С Тигром связана и богиня Иштар, а владычица Запада Сиванму на основании архаичных китайских источников восстанавливается как зооморфное существо с тигриными чертами.

В культуре и искусстве[править]

Мультфильмы[править]

Игровые фильмы[править]

  • Два брата — два бенгальских тигра Кумал и Санха.

Галерея[править]

Ссылки[править]

Группы и сообщества
ВКонтактеКошачьи
Catportal.svg Портал Кошачьи

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 Вся информация раздела взята из статьи «Тигр» энциклопедии «Кругосвет».